Browse By

Дискуссионный клуб: «Призвание писателя. Литературное мастерство»

ДИСКУССИЯ НА САЙТЕ «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»

Тема: «Призвание писателя. Литературное мастерство»

 Литературный Клуб «Терра Литература» публикует материалы дискуссии о проблемах литературного мастерства, состоявшейся в начале февраля 2022 года. Участники – студенты-филологи 3-го курса (преподаватель Майя Леонидовна Бедрикова, к. филол. н., доц. кафедры языкознания и литературоведения (Институт гуманитарного образования)).

Специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагаем отчёт о диалоге

Майя Леонидовна: – Здравствуйте, дорогие друзья, студенты-филологи 3-го курса!

Специально для читателей сайта Литературного Клуба МГТУ им.Г.И.Носова «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» хотелось бы обсудить тему призвания писателя, проблемы литературного мастерства. Центральная фигура здесь – писатель. Задумаемся: стоит ли представлять себе мирную профессию? Ведь путь настоящего художника слова отнюдь не усыпан розами, ему могут встретиться и подводные камни. Биографы крупнейших писателей свидетельствуют об опасностях, которые поджидают писателя, взявшего сложную тему и материал для изображения. Так, в истории мировой литературы немало примеров того, как инакомыслящие авторы, в случае неповиновения своим правительствам, приговаривались к позорному столбу, к тюрьме и др. Некоторые писатели попадали в тюрьму за свои идеи (Сервантес, Вольтер, Дефо), всю жизнь стремились к правде, искренности, отстаивали идеал гуманизма, чувствуя ответственность перед народом.

Мы уверены, что предложенная тема волнует всех, кто интересуется художественной литературой!

Итак, передаю слово модератору нашего диалога!

БЕЗКОРНЕЙ ЧУК-Й:  В своё время Ян Парандовский сказал: «У всякого искусства сфера тем ограничена, одна только литература не знает границ«. С этим сложно поспорить. Художник-живописец, желающий изобразить бескрайний космос или, скажем, недосягаемые глубины Тихого океана, будет ограничен своей цветовой палитрой, которой вряд ли удастся передать весь масштаб, всю живость этих пейзажей. Вдохновлённый закатом скульптор захочет вытесать алое небо с полускрытым солнечным диском, но опять-таки его будет вгонять в рамки мрамор – материал и его инструмент.

Но что стесняет писателя? Да ничего!

Если вы писатель, то вам не придётся задумываться о рамках, которые станут душить ваш талант, вам нужно будет беспокоиться только о об одном – вашем инструменте, слове. Использовать его броско, резко, так, чтобы ваш глагол не просто жёг, а испепелял сердца людей без возможности опомниться.

Но тут возникает вопрос: о чем же писать, чтобы пламя ваших слов достигло чужих сердец? Данная метафора отчасти предупреждает ответ. Материалом для писателя в наше время может быть абсолютно всё, что угодно: от самого тёмного, дремучего прошлого – с рыцарями и огнедышащими драконами до далёкого, мало кому известного будущего.

Возьмём, к примеру, популярный ныне материал – мифологию. Именно благодаря ей прославился ещё здравствующий в наши дни писатель Нил Гейман. Чётко определив целевую аудиторию, Гейман работал в жанрах сказки, романа, основанных на древних сказаниях о богах и героях из мифологии разных народов мира. Взяв эти, казалось бы, уже избитые и мало кому интересные сюжеты, Гейман применил к ним принципы постмодернизма, тем самым вдохнув в давно знакомых персонажей новую жизнь: «Американские Боги» и вольное переложение мифов «Младшей Эдды», воплощенное в «Скандинавских Богах», – яркое тому подтверждение.

MC АНЮТА: Поступив на филологию, я открыла для себя удивительный мир литературы и слова. С каждым занятием мне становится интереснее проникать в произведение и открывать тайны, в нем заложенные. Именно какой-то смысл должен быть в произведении, так я считаю. Мысли и внутренний мир автора служат материалом для литературы. Каждый человек способен создать чудо в своей голове. И вот писатель изображает это чудо через слово. Он пишет текст.

Зачем и почему люди пишут? Чтобы выразить себя, чтобы оставить кусочек своего внутреннего мира во внешнем мире, и наконец, чтобы убежать от самого себя. Литература дает возможность прожить несколько жизней, благодаря жизни в тексте. Литература делает человека свободным. Но не каждый умеет писать. Произведение тогда только является действительно достойным, когда мысли и слова идут из автора осознанно и желаемо. Да, необходима и усидчивость, и работа, иначе, скорее всего, ваша лень (или откладывание своих мыслей на потом) все испортят, и мысли ваши не окажутся такими гениальными, как в момент, когда они к вам резко пришли.

Для произведения важно, чтобы был читатель. Литература создана для читателя, а не писателя. Именно поэтому литература может описать всё, в отличие от физики или рисования, или музыки.

Возьмём тот же дневник. Если я запишу свои мысли в дневник от чистого сердца, будут ли они считаться произведением?

Конечно, нет.

Если какой-то уже нам известный автор запишет свои мысли, то это нам важно только для расследования его творчества, его внутреннего мира, и его дневник не будет являться литературным произведением. Иное дело, когда автор пишет в таком жанре специально. Создавая произведение в этом жанре, литератор может позволить себе немного самоустраниться, чтобы читатели имели возможность наблюдать за развитием сюжета глазами персонажей произведения, оценить их характер, сложить собственное суждение об их поступках, не прибегая к помощи текста от автора.

Литература безгранична в своих мыслях и их изложении. Ни в одном виде искусства или науке нет стольких способов выразить внутренний мир или отразить внешний! Всё зависит не только от внутреннего влечения автора, но еще от его внутренней культуры, образованности, от его окружения, таланта и воображения. Важно уметь писать. Но если вы не умеете писать, то просто пишите, пробуйте – и со временем к вам придет это искусство.

КОТ БЕГЕМОТ: Каждый человек может найти в художественной литературе ответ на любой интересующий его вопрос. Литература помогает читателям понять состояние человека, то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других. В свою очередь, писатель должен обладать широким кругозором, чтобы читатель получил как можно больше нового из его книг.

Хочу привести в пример писателя – Алексея Иванова. Автор более 20 книг, изданных общим тиражом более полуторамиллиона экземпляров, о нём написаны сотни научных статей и 5 диссертаций. Диапазон интересов А.Иванова широк: материалом могут служить исторические события. Людям всегда интересно читать про прошлое, возможно, чтобы проанализировать и не допустить ошибок в настоящем. В книге «Сердце Пармы» действие происходит в XV веке – диком времени, когда Московское княжество разрасталось и пыталось поработить своевольный языческий Урал. С вогулами, суровыми богами, устоявшимся укладом жизни. Хорошим материалом для писателя служат философские проблемы, социальные, читателю будет интересен поиск себя. Все это можно найти в книге А.Иванова «Географ глобус пропил». Читатель наблюдает за жизнью простого учителя, в его простой жизни случаются далеко не простые ситуации. Интересно узнать, как герой выйдет из них.

Если же нет связи между писателем и читателем, то его творчество нельзя считать удачным.

АМАНДА СПАРКС: Кроме самого писателя, никто не в силах помешать ему писать о том, о чём его душа желает. Да, только он сам решает, становится ли его творчество вынужденной работой, писательством под указку, или же – свободным полётом его фантазии, когда и работа оказывается в радость. Лишь мы сами загоняем себя в определённые рамки. И писателю, как никому другому, важно уметь их разрушить. Как важно уметь и отстаивать своё право на творчество перед другими!

Всем нам известно долгое противостояние Джоан Роулинг со множеством изданий за свою знаменитую книгу о «мальчике, который выжил». Восемь изданий подряд отказывало ей в выпуске «Философского камня», не просто говоря «нет», а осыпая её труд всевозможными оскорблениями, а её саму называя бездарностью. Но писательница гордо отстаивала своё творение и не сдавалась, когда после такого количества отказов у многих бы опустились руки. В конце концов она добилась своего, и её успех стал поистине грандиозным. Всё благодаря тому, что она верила в своё произведение и писала о том, к чему лежала её душа.

«Гарри Поттер» принёс ей невероятный успех, и я с уверенностью могу сказать, что созданный ей волшебный мир задал направление огромному количеству других авторов, проложил для них новые дороги на пути писательства, вдохновил их на создание чего-то абсолютно нового. Даже в, казалось бы, очевидном плагиате от русского писателя Дмитрия Емца о приключениях Тани Гроттер можно найти много оригинальных идей, базирующихся на историях о Гарри Поттере. И это ещё один путь развития тем для литературы. Невозможно создать нечто совершенно новое из воздуха.

Каждый жанр, каждая тема, каждое направление, которые содержит в себе необъятная литература, были созданы из более раннего литературного опыта.

Чтобы найти истоки великой истории писательства, нам придётся отправиться далеко в прошлое. Как Дмитрий Емц не создал своё произведение из ничего, так и Джоан Роулинг не творила, не опираясь ни на что. Истоки есть у всего, и литература не стала исключением.

Но, возвращаясь к теме влияния общества на труд писателей, хотелось бы привести в пример ещё два, на мой взгляд, весьма интересных примера из истории писательства Джоан Роулинг. Как я уже говорила раннее, писатель волен выбирать другой путь в своей деятельности, если к тому лежит его душа. Так поступало множество писателей. Наверное, можно сказать, что лишь единицы всю жизнь шли по одному пути, создавая в одном жанре, раскрывая лишь одну тему… Многогранность свойственна большинству литераторов. И примером выбора нового пути в творчестве Роулинг могут служить другие её произведения, которые, хотя и не смогли сравниться с успехом «Гарри Поттера», но всё же не отправились в стол. Например, детективный роман «Зов кукушки», который писательница издала под псевдонимом Роберта Гэлбрейта, заслуженно был назван «звёздным дебютом». Он не имел ничего общего с фэнтезийными книгами о Гарри Потере и известностью имени Роулинг, и, тем не менее, добился популярности в другой аудитории. Конечно же, когда мистификация была раскрыта, роман стал ещё более известным, но невозможно отрицать, что такой рискованный выбор нового пути в своём творчестве был верным, а сопутствующая победа полностью заслуженной.

Обратная ситуация сокрушительной неудачи настигла Роулинг с пьесой о новой истории вселенной Гарри Поттера, под названием «Гарри Поттер и проклятое дитя». Книгу не спасло ни имя писательницы, ни великий бренд серии «Гарри Поттера». Кто-то может поспорить с этим утверждением, опираясь на множество положительных отзывов от критиков и победы в различных номинациях, но настоящее поражение новое творение Джоан Роулинг потерпело в сердцах её преданных читателей. Русскоязычное сообщество в пух и прах разгромило новую книгу волшебной вселенной, и произошло это, не потому что писательница утратила свой талант или погубила полюбившихся героев (это стало уже привычным для читателей). «Проклятое дитя» не нашло отклика среди читателей, потому что сама Роулинг утратила веру в своё творчество, и это можно понять по её новой книге и пьесе, насквозь пронизанным влиянием извне. Это уже больше не история о «мальчике, который выжил» (или его необъятном мире). Это история о давлении нового общества на авторов.

Современные тенденции и правила писательства вгоняют авторов в такие жёсткие рамки, что из литературной «продукции» навсегда пропадает душа. Цензура в литературе существовала раньше, но все мы знаем, что писатели творили ей наперекор.

Ну, а сейчас… Можно ли найти тех, кто пишет, не оглядываясь на критиков и не боясь кого-либо оскорбить?

Полагаю, с каждым днём всё сложнее. И меня пугает, что эта тенденция только растёт. Двигаясь по пути толерантности и прогресса, наше общество заметно затрудняет процесс подлинного творчества, нещадно обрубая пути не только к новым, но и вечным темам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *