Browse By

«Колокольчики звенят, Серебристым лёгким звоном слух наш сладостно томят…» (Э.А. По)

Дорогие читатели! Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагает критическую заметку нашего нового автора Литературного Клуба – Кристины Епишко, затрагивающую тему «литература и музыка».

Совсем недавно я познакомилась с настоящим музыкальным шедевром – поэмой великого композитора ХХ века Сергея Рахманинова «Колокола» (1913).

Интересно, что, когда Рахманинов приехал в Рим, он получил письмо без подписи, с предложением написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По (1809—1849) «Колокольчики и колокола» (1849, пер. К. Бальмонта). Как выяснилось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М. Даниловой. Рахманинова стихотворение очень заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз включавший в свои произведения, композитор принялся за это сочинение на литературной основе, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму.

Вот фрагмент из стихотворения Э.А. По «Колокольчики и колокола»:

1

Слышишь, сани мчатся в ряд,
‎Мчатся в ряд!
‎Колокольчики звенят,
Серебристым лёгким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвенье говорят.
‎О, как звонко, звонко, звонко,
‎Точно звучный смех ребёнка,
‎В ясном воздухе ночном
‎Говорят они о том,
‎Что за днями заблужденья
‎Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье – наслажденье нежным сном.
‎Сани мчатся, мчатся в ряд,

Сани мчатся, мчатся в ряд,
‎Колокольчики звенят,
Звёзды слушают, как сани, убегая, говорят,
‎И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
‎И изменчивым сияньем
‎Молчаливым обаяньем,
Вместе с звоном, вместе с пеньем о забвенье говорят.

Наверняка вам интересно: что же было дальше?

А дальше «Колокола», поэма для солистов, хора и симфонического оркестра, были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора – Сергея Рахманинова. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра.

«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала ХХ века. Как отметил академик Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова… с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества». Четыре части поэмы объединены общим ночным колоритом, красочностью, а главное — лейтмотивом, интонационно близким древнерусским причетам и средневековой секвенции Dies Irae»».

Я просто призываю послушать и прочесть такое произведение как «Колокола»!

Так вы сможете прочувствовать всё: насладиться описанием чувства раннего детства, в нотках детства и юности, сможете восхититься торжественным звучанием, которое переносит нас в счастливый свадебный день, и, конечно, не избежать и мрачного настроения, передаваемого в заключении музыкального шедевра. Да-да! именно, шедевра!

Я благодарна композитору Рахманинову за его грандиозное трудолюбие и великий талант! Благодарна эпохе Серебряного века и благодарна веку ХХI – времени, в котором я живу! Ведь именно благодаря современным технологиям, я смогла легко найти литературную основ, прочесть поэму Э.А. По, а также прослушать «Колокола» Рахманинова, что советую сделать и вам, дорогие читатели!

Поэма С. Рахманинова «Колокола» обогатила мой внутренний мир, расширила кругозор – я больше узнала о русской музыке начала прошлого столетия, определившей уникальную атмосферу Серебряного века русского искусства.

Автор: Кристина Епишко

Ссылки:

https://www.belcanto.ru/or-rachmaninov-kolokola.html

https://youtu.be/0V35-Q6hu0g

https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/sergej-rakhmaninov-kolokola

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *