Browse By

Оксимирон: репер русского постпостмодернизма?

Что есть современный постмодернизм? Или, может, постпостмодернизм?

Для молодых людей, в том числе, образованных, интеллигентных, студентов (возможно, будущей интеллектуальной элиты России) мейнстримом является такая субкультура, как рэп. В настоящее время особенно активно набирают популярность рэп батлы.  Далеко не все признают такую форму культуры, считая рэп батлы чем-то низкопробным, недостойным внимания. Что на самом деле представляет собой эта культура? Или просто на смену настоящим поэтам пришло поколение авторов, менее эрудированное и образованное?

При детальном рассмотрении можно обнаружить, что рэп культура в России далеко не всегда есть высокодуховное явление. И молодые люди, которые слушают рэп, вовсе не интеллектуалы или эрудиты. Но невозможно не признать данность: рэп культура шагает по миру, растёт её популярность у молодежи – не только в среде «бессознательных» школяров, но и у студенчества. Студенчество в любой стране мира – это её «завтра». Это молодые люди, которые воспитаны «мастодонтами» науки и культуры, они восприняли знания и опыт человечества, но сохранили при этом самостоятельность и свободу. Неужели подобные интеллектуалы двойственны:  в одно и то же время могут существовать в  высокой и низменной культуре? В таком случае, стоит присмотреться к кумирам молодежи, чтобы выяснить, что собой  представляют наиболее известные рэп исполнители.

Например, недавно возникшая рэп звезда Дмитрий Кузнецов  – под псевдонимом «Хаски». В 16 лет, окончив школу, из столицы Бурятии Улан-Удэ, будущий рэпер переехал в Москву, поступив на  факультет журналистики МГУ. Одним из первых заметных выступлений Хаски стал опубликованный 7 октября 2011 года (день рождения Президента России Владимира Путина) клип «Седьмое октября», построенный на жесткой критике. Метафора прозрачна: царь и его приближенные пируют, пока народ бедствует («все в едином порыве слепого холуйства / пьют за безмолвие и страх захолустья»). Сам Кузнецов позже вспоминал, что, переехав в Москву, искренне интересовался политической жизнью столицы. Положительный отзыв о рэпере дал писатель Захар Прилепин: «Пронзительно он талантливый. Невозможный просто. Инициирует собственный распад. Не предощущении работает. Поэтому так мощно. Главное это методом не делать. А то быстро перестанет получаться». Захар Прилепин упомянул о любопытном факте: Хаски пытался «устроиться на работу» к полевому командиру Мотороле. При этом, восхищаясь мужеством рэпера, писатель добавил: «На фоне Хаски 99% российских рэперков  не то, чтоб умерли, а даже не рождались».

Подлинным кумиром молодежи 2010- х годов является рэпер Мирон Федоров. («Oxxxymiron»). Мирон из интеллигентной семьи – родители физик-теоретик и библиотекарь. «Закончил Оксфордский университет (факультет английского языка и литературы, специализация — Средневековье). В процессе учебы был исключен с диагнозом «маниакальная депрессия» и поступил повторно. До того, как добиться успеха в музыке, работал и подрабатывал репетитором, офисным работником, продавцом, опекуном, переводчиком, грузчиком, гидом, конферансье и «литературным негром»».  Наиболее полную характеристику  рэперу  дала поэтесса Вера Полозкова в интервью журналу «Афиша»:

«Это русский поэт без обязательного для русского поэта тяжкого алкоголизма, упоения собственной ничтожностью, болезненности, уязвимости и помешанности на собственном недооцененном гении. Это умнейший и наблюдательнейший парень, наделенный большим языковым чутьем и даром высокой праведной ярости. Это человек, впитавший огромное количество контекстов и способов мыслить, но живой, эмоциональный, неровный, непредсказуемый. Это большой и долгожданный подарок.Если честно, то мне кажется, что баттлы в его случае дикое расточительство. Тратить месяц жизни на подготовку и выучивание текста о человеке, который только тем и запомнится, что вызвал его на баттл, — это страшно нерациональный расход ресурса; я видела их все, конечно, и знаю наизусть половину — все эти роскошные лирические отступления о собственном детстве, о роли поэта, об истории русского и мирового рэпа и собственном месте в нем; мне близок и этот бешеный гнев, вызванный чужой глупостью, и прекрасная сытая самоирония   … В песнях, мне кажется, он гораздо глубже, точнее и больше.Мирона обожают те, кто не знает больше ни одного имени в русском рэпе, по довольно простой причине: он настоящий русский поэт и масштаб его личности начисто сносит рамки гетто, в котором он произрос. Ты оказываешься застигнут врасплох, когда татуированный, наголо бритый парень с тяжелым взглядом вперемешку с крепким матом поминает в текстах Лотреамона, Гелиогабала, Черубину де Габриак и «Некрономикон» Лавкрафта, но, шагнув чуть дальше этого первого изумления, обнаруживаешь, что дело даже не в эрудиции: это просто рефлексирующий, точный, невероятно одаренный технически, беспощадный к себе и лицемерным социальным конвенциям поэт — в том смысле, в каком поэтами являлись Высоцкий, Башлачев, Науменко и другие».

Обратимся к последнему альбому Оксимирона. Специфика альбома Мирона Федорова «Горгород» состоит в том, что все треки необходимо слушать строго по порядку – так, как их расположил автор. Произведения написаны в жанре музыкальной новеллы. В целом же данное сочинение представляет собой лиро-эпическое произведение, с соответствующим сюжетом, композицией, хронотопом. Тексты произведений Мирона Федорова интертекстуальны. На обложке альбома: картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня» – отсылка к библейской истории. Название «Горгород» созвучно с названием плато Горгорот (северо-западная часть Мордора) из романов Дж. Толкиена. Также название можно интерпретировать как город Гора (в древнеегипетской мифологии Гор – бог неба и солнца, а также хищный бог охоты). Интертекстуальность проявляется в литературной параллели с русской классикой, в частности, сборником повестей Н.В.Гоголя «Миргород».

«Повествование» начинается с песни «Не с начала». Писатель Марк, находится наедине с девушкой: «Незаметно поправь её одеяло, за это себя предавая анафеме. / Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле». В данном отрывке – отсылка к греческой мифологии, превращающая девушку в Афродиту. Афродита – рожденная из пены. Имя молодого героя отсылает к апостолу Марку (один из четырёх евангелистов, погибший от рук язычников (Евангелие от Марка)).

Завязка музыкальной новеллы  –  звонок от помощницы, литературного агента писателя Марка, которая напоминает об истекших сроках (о рукописи, которую Марку необходимо сдать), а также предупреждает, что один из фанатов популярного писателя очень  агрессивно настроен и хочет с ним встретиться. В следующей новелле фанат, дозвонившийся до Марка, обвиняет своего кумира в мягкосердечности и трусости перед лицом «системы».

После упреков фаната звучит ответ-монолог Марка, в котором писатель признается, что его дело – лишь «марать бумагу», а не вмешиваться в политику города. При этом сообщается, что герой – в прошлом наркоман  (наркотиком «гор» промышляют в городе).

Третья новелла повествует о встрече Марка с Алисой, о его любви к ней. Литературный агент Кира  предупреждает, что общение с Алисой опасно. Появляется важный персонаж Гуру – идеолог, набирающий команду молодых оппозиционеров, чтобы противостоять тоталитарному режиму мэра. Марк, распалённый речами Гуру «жаждет крови мэра». В новелле немало подлинно  лирических моментов. Так, из сообщения мы узнаем, что Кира просит Марка посидеть с её ребёнком. В «Колыбельной» Марк поёт мальчику и одновременно размышляет о состоянии в городе, как бы подготавливая мальчика к жестокой жизни, которая ожидает его в будущем. «Пока родители кутят и тратят, / Знай, тебя укладывает спать популярный писатель. / Но тебе на эти статусы плевать, / Пока тебя впечатляет найденный оловянный солдатик. / Где-то лунатик крутит радио, / Оттуда голос мэра призывает взять и покарать их.  / Кого конкретно – без понятия / В городе казни, власть и плутократия переплетаются в объятиях». Обнаруживается интертекстуальный элемент – отсылка к произведению Г. Х. Андерсена («Стойкий оловянный солдатик»).

Когда мальчик засыпает, Марк завершает сочинение  «Полигон», изобличающее власть. Кира не может дозвониться до Марка. Из следующей песни «Слово мэра», которая, по сути, представляет монолог мэра, мы узнаём, что Марка обвиняют в заговоре и затем, уже перед эшафотом,  объясняют, почему он неправ. Мэр утверждает, что является Благодетелем этого города (интертекстуальная деталь Благодетель из романа «Мы» Е. Замятина). Марка прощают, а во всём обвиняют идеолога Гуру.

Освобождённый Марк идёт по городу, видит свои книги, которые продаются в киосках. В духе героя «Облако в штанах» Маяковского он провозглашает: «Я спускаюсь беспрецедентно оправдан. / И лицемерно помилованный тридцатилетний». Марк осознаёт, что его призвание – писательство, а не политика. Но, к сожалению, после этого глубокого и проникновенного монолога, Марка убивают.

Рассмотренный нами музыкальный материал Мирона Федорова («Oxxxymiron») в аспекте интертекстуальности текстов, позволяет   определить многообразие интертекстуальных элементов в сюжете анализируемого сочинения: каждая новелла музыкального альбома «Горгород» отсылает слушателя к другим текстам. Это позволяет отнести данный музыкальный альбом к искусству постмодернизма. Или постпостмодернизма?


                                                          Список источников:

  1. https://meduza.io/feature/2017/02/03/pochemu-haski-novaya-bolshaya-zvezda-rossiyskogo-hip-hopa
  2. http://prilepin.livejournal.com/634912.html
  3. http://oxxxymiron.com/biografiya/
  4. https://daily.afisha.ru/music/2089-moskovskie-intellektualy-otkryvayut-dlya-sebya-oksimirona/

Игорь Вильховский 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *