Browse By

Письмо третье. «Слово о полку Игореве»: литературоведческий детектив.

Письмо третье. «Слово о полку Игореве»: литературоведческий детектив.



«Поэмой ХХI века» иногда называют «Слово о полку Игореве» (12 в.) современные истолкователи. Это ироничное определение, по меньшей мере, кажется преувеличением, шуткой. Однако древний литературный памятник продолжает удивлять исследователей. Строки, написанные неизвестным Автором, могут быть прочитаны и поняты различно. Так, современный интерпретатор «Слова» признаётся: «Хочу ещё раз подчеркнуть: я написал лишь о том, что ЭТОТ ПАМЯТНИК БЛАГОВЕСТИЛ именно МНЕ: ДРУГИМ он, возможно, скажет ДРУГОЕ…» (Г. Карпунин. «По мыслену древу»).

Современные текстологи добиваются точности и однозначности в истолковании произведения. Но… гениальный Автор как раз «ставил себе …прямо противоположную задачу» (А. Гогешвили). Техника словесной тайнописи поражает – «впору предположить ещё и использование ЭВМ при его создании…«Слово» кажется вообще поэмой не 12, а – 21 века!», — фантазирует Переяслов.

Символика поэмы связана с числом 12: «Общая численность героев «Слова» 60 (..12 х 5). Словно живые действуют 12 богов и 12 водоёмов, а вместе получаем 84, то есть 7 раз по 12. <…> В средневековье числа обозначались буквами. Имя Нерон [Клавдий Цезарь, жестокий рим. император – М.Б.], например, соответствует числу 666 <…> Идя этим путем [в  «Слове о полку Игореве» – М.Б.], открываем, что имя Боян в сумме чисел даёт сумму 120, то есть 10 раз по 12» (С. Пушик).

Высокий интеллектуальный уровень, степень образованности неизвестного древнерусского Автора поражает! Однако специалисты могут привести и другие — не менее впечатляющие примеры осведомлённости, интеллектуальности людей давно минувших эпох. Так, например, среднестатистический древний грек, обучавшийся в школе, воспроизводил наизусть не менее 17 тысяч стихотворных строк из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»!

В нашем ХХI веке можно установить авторство по стилю, используя возможности компьютера. Кто же Автор «Слово о полку Игореве»? Кто из князей:

              Игорь Святославич?

              Всеволод, брат князя Игоря?

              Святослав Ольгович, племянник князя Игоря?

              Владимир Путивльский, сын князя Игоря?

Не менее важно, где именно находился Автор в момент создания  своего произведения? Переяслов обращает внимание на последовательность перечисления половецких территорий Автором в «Слове»: земли перечисляются как бы машинально, при этом можно установить вектор (от физического местоположения пишущего в данный момент).

Автор перечисляет половецкие территории НЕ с ЗАПАДА на ВОСТОК! То есть пишущий находился НЕ НА РУССКОЙ СТОРОНЕ.

Автор перечисляет территории половцев с ВОСТОКА на ЗАПАД, как если бы он находился в самой глубине СТЕПИ! Автор упоминает Землю Незнаемую Волгу – половецкие восточные пределы.

Все 4 князя попали в плен в битве на Каяле реке. Согласно летописи, будучи в плену у половцев, князь Игорь находился в окрестностях реки Тор (нынешний город Славянск); Всеволод – между реками Северский Донец и Оскол; Святослава увели далеко на юг от реки Каялы. Восточнее Каялы далеко простирались владения половцев – Земля Незнаемая Волга. Владимир находился восточнее Каялы- «в треугольнике нынешних городов ЛисичанскСтаробельск- Сватово». Именно с восточной стороны смотрит на половецкие территории создатель «Слова», когда перечисляет их. Согласно исследованию Переяслова, НИКТО, КРОМЕ ВЛАДИМИРА, СЫНА КНЯЗЯ ИГОРЯ, не мог бы перечислять чужие земли в направлении ВОСТОК – ЗАПАД!

Итак, «Слово» могло быть создано князем Владимиром, находящимся в половецком плену – с 1185 по 1188 гг. В пользу этой версии говорят особенности речи князя – обилие тюркских слов!

Владимир жил и творил в условиях плена. Отсюда осведомленность о районах, занятых половецкими ордами. В «Слове» половцы отмечены  тотемами: «волков», «лисиц», «ворон» и др. Автор, как установили исследователи (М. Устинов), был знаком с индусским эпосом «Махабхарата»! На Руси «Махабхарату» не знали до 18 века! В «Слове о полку Игореве» есть образы Карны и Шальи: (Карны и Жъли). Половцы привезли эпическое сказание «Махабхарата» «из своих скитаний по Востоку».

Приведенные аргументы из современных исследований «Слова о полку Игореве» (12 в.) кажутся фантастичными. Ответить на вопрос, КАК ПРОИСХОДИЛО НА САМОМ ДЕЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ В ДРЕВНОСТИ точно невозможно. ИБО НЕ ОСТАЛОСЬ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ! В таких случаях выдвигаются гипотезы, учитывается интуитивное прозрение

И ФАНТАЗИЯ. ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?


Бедрикова Майя Леонидовна – доцент кафедры литературы института истории филологии и иностранных языков, кандидат филологический наук, доцент.     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *