Традиционный музей: стратегии XXI века
Всероссийская научно-практическая конференция
Традиционный музей: стратегии XXI века
22 апреля 2017 г. в санаторно-курортном комплексе «Карагайский бор» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционный музей: стратегии XXI века». Конференция была организована лабораторией народной культуры Научно-исследовательского института исторической антропологии и филологии МГТУ им. Г.И. Носова.
«Мы не требуем от искусства абсолютной научной точности, но от музеев мы это требуем. В этом отношении музей начинает походить на театр, на кинематограф… Музей не имеет права на вымысел! А всё остальное он делает точно так же…»
С приветственным словом к участникам, приехавшим из разных городов России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Белорецк, Верхнеуральск) и районных центров (Белорецкий р-н, с. Степное, п. Янгельский, г.п. Межозерный), обратилась председатель оргкомитета конференции, зав. лабораторией народной культуры Научно-исследовательского института исторической антропологии и филологии, профессор кафедры языкознания и литературоведения ИГО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», доктор филол. наук Татьяна Ивановна Рожкова. Гостей приветствовали методист музея пансионата «Карагайский бор» Виталий Викторович Фомин, Артемьев Артем Александрович президент НПП «ТИТАН», Горбунов Андрей Викторович директор ООО «СИНТЕЗ».
Яркое выступление замечательного коллектива фольклорного ансамбля «Дарованье» (музыкального колледжа Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, руководитель – Масленников А.Г.) создало в зале особенно радостное, приподнятое настроение.
После торжественного открытия конференции состоялось пленарное заседание, на котором прозвучал блестящий доклад почетного гостя — кандидата филол. наук, специалиста по музейному и социокультурному проектированию, сотрудника Бюро «АртТерра» (г.Санкт-Петербург) Олега Рудольфовича Николаева.
Специально для читателей TERRA LITERATURA Олег Рудольфович дал интервью:
— Уважаемый Олег Рудольфович, расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности.
Последние пять лет я вплотную занимаюсь проектированием и строительством музейных экспозиций и выставок в РФ, поэтому данная конференция полностью отвечает моим нынешним занятиям. Я не оставляю науку, по специальности я фольклорист, антрополог. Много преподавал в вузе, много занимался наукой и продолжаю заниматься. В настоящее время я представляю нашу фирму, то есть проектное бюро «АртТерра», которое существует с 2008 года и довольно активно работает на рынке музейного строительства.
— Почему Вы решили участвовать в этой конференции?
Я давно знаком с Татьяной Ивановной Рожковой. Мы сокурсники по аспирантуре института им. Герцена. Я много раз приезжал в Магнитогорск, читал здесь лекции, участвовал в конференциях.
— Что Вы могли бы сказать о научной деятельности в Магнитогорске?
Здесь очень хороший центр – Лаборатория народной культуры, которую возглавляет Татьяна Ивановна, ее сотрудники делают очень важные замечательные вещи. Сейчас они вышли одновременно со мной в музейную сферу. Лаборатория народной культуры также начинает работать в сфере туризма, организует музейные конференции, уходит из чистой науки. Для нынешнего времени это очень важная тенденция, важный тренд, поскольку гуманитарная наука не должна существовать в каком-то своем академическом или вузовском «вакууме» и, тем более, в нынешней ситуации, когда человек находится в чудовищном состоянии: он не может справиться с огромными информационными потоками, и это очень большая беда. Катастрофическая ситуация! Информация растет-растет-растет, а знания о способах обработки этой информации у нас не выдают в школе, не очень выдают и в вузе. В этом отношении музеи и другие формы популяризации науки очень важны, поскольку они как раз и дают объяснительные модели, то есть возможность сформатировать знания о мире.
— Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть современный музей?
За последние 15 лет у нас очень сильно изменилось музейное сознание. По разным причинам. И потому, что мы увидели очень многое, что делается музеями на Западе, и потому, что изменились сами: что-то изменилось внутри нас. Факторами, работающими на эти перемены, стали многочисленные музейные конкурсы, например, «Фонд Потанина». Иначе говоря, очень сильно вырос уровень музейных запросов. Сейчас музеи хотят делать новые экспозиции, построенные на современных принципах. Речь идет не о том, что они должны быть «набиты» мультимедиа и новыми современными технологиями. Они должны быть современными по своей концептуальной сути! Они не могут быть просто «набором предметов» в витринах. Современные музеи должны рассказывать, повествовать, ставить проблемы. Такой музей как раз сейчас нужен – это 100 процентов. Что касается соотношения виртуальных и настоящих музеев, то эта ситуация давно очевидна: лет 15 назад специалисты-музейщики говорили, что не будут вывешивать «наши сокровища в Интернет, иначе к нам никто не пойдет!» Это бред! Реальность показала, что все как раз наоборот. Когда человек смотрит виртуальные экспозиции, он хочет посетить сам музей. Никто не отменял и не способен отменить ценность подлинности. Чем больше виртуальных музеев и чем больше изображений в интернете, тем чаще люди идут в музей. Музей – это подлинные предметы, это смыслы, которые расположены в пространстве. Когда мы смотрим на экран – это плоская история, как и книга. А специфика музейной экспозиции – это искусство, которое состоит в том, что оно может создавать некие тексты и некие высказывания, которые расположены в пространстве, но при этом обладают абсолютной точностью. Мы не требуем от искусства абсолютной научной точности, но от музеев мы это требуем. В этом отношении музей начинает походить на театр, на кинематограф. Сейчас хорошие музейные экспозиции делаются по принципу написания театрального или кинематографического сценария, при этом привлекаются сценаристы. Но этот процесс по своей природе отличается от искусства тем, что искусство имеет право исказить, имеет право на вымысел. Музей же не имеет права на вымысел! А всё остальное он делает точно так же. Я, как музейный практик, скажу, что, например, таким постоянным источником идей для наших экспозицией является современное искусство.
22 апреля состоялась также и работа двух больших секций, участие в которых приняли не менее 50 ученых, теоретиков и практиков музейного дела. Были представлены доклады на различные темы, касающиеся многих сфер музейного творчества. После каждого доклада возникала оживленная дискуссия по теме. Работой первой секции руководила организатор конференции Т.И. Рожкова. Татьяна Ивановна подробно прокомментировала ход конференции специально для читателей TERRA LITERATIRA:
«В Карагайский бор мы приехали на конференцию впервые. Мы давно занимаемся темой казачества, краеведением, дружим с верхнеуральскими краеведами. У коллег появилась идея создать свой музей, поэтому верхнеуральцы пригласили нас к сотрудничеству. Для организации такого сотрудничества, для знакомства мы провели нашу научно-практическую конференцию: посмотрели, кто на что горазд. Это очень верно – узнавать человека в какой- либо общей деятельности.
Я считаю, что нужно поддерживать традицию собираться всем единомышленникам, обмениваться своего рода «энергетикой», знаниями,- тогда у нас успешно сложится вообще вся деятельность в течение года. Несмотря на занятость каждого из участников подобных мероприятий, мы все равно находим возможность для встреч, для обмена опытом. Тема сегодняшней конференции «Традиционный музей: стратегии ХХI века» связана с тем, что лаборатория получила специальную аудиторию для музея, и у нас теперь есть аудитория для архива. И мы хотели бы, наконец, выставить лучшие свои экспонаты, которые собирали много-много лет, чтобы о них рассказать студентам, горожанам, всем-всем! Мы получили добро на эту идею, апробировали ее на конференции: «Музейная выставочная деятельность»: какой она должна быть в новое время. Просто архивировать экспонаты, конечно, неэффективно. Нужно искать новые направления деятельности!
По итогам прошедшей конференции, я вижу интересные перспективы развития музейного дела. У нас есть достижения – это важно. Нам удалось обменяться опытом, новыми идеями. А самое главное – обсудить планы деятельности на ближайшее будущее, поговорить с замечательным ученым, специалистом Олегом Рудольфовичем Николаевым о новых формах современного музея. Мы обязательно продолжим научный поиск! И, я думаю, что общими усилиями «прорвемся к новым смыслам»».
Игорь Вильховский
Фото: Мария Масленникова