Фестиваль поэтических интервенций «ГУЛ 2017»
26 сентября в Магнитогорске состоялся фестиваль-автопробег поэтических интервенций «ГУЛ 2017» (Галерея уральской литературы). Поводом для проведения фестиваля послужил выпуск альманаха «Паровозъ» Союза российских писателей, посвященного уральской поэзии.
Открытие фестиваля проходило в Институте гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова. Гости – известный поэт Виталий Кальпиди, один из авторов русского поэтического постмодерна, и издатель Марина Волкова – прочли для студентов и широкого круга читателей мультимедийную лекцию: «Уральская поэтическая школа как феномен ускоренного развития литературы». В ходе лекции был представлен феномен уральской поэзии – отдельной, сформировавшийся и самобытной сферы. Звучало живое поэтическое слово авторов, стихи которых составили сборник «Паровозъ», и другие произведения уральских поэтов. Среди уральских авторов есть и магнитогорцы – Наталья Карпичева и Игорь Гончаров. Виталий Кальпиди вдохновенно читал стихотворения своих коллег, а также представил публике собственные стихи, характерные для поэзии метаметафоризма. Блестящий филологический комментарий к текстам давала Марина Волкова. По словам организаторов, в альманах включены произведения 70 авторов из 12 городов Урала. Лекция вызвала искренний интерес у студентов ИГО, произвела огромное эмоциональное воздействие, поэтому слушатели, переполненные впечатлениями, в финале встречи задали немало вопросов из зала организаторам фестиваля-автопробега «ГУЛ 2017».
Специально для читателей TERRA LITERATURA известный российский поэт Виталий Олегович Кальпиди дал интервью:
– Уважаемый Виталий Олегович, скажите, пожалуйста, в чем отличие уральской поэзии от поэзии других регионов?
– У нас существует три информационных блока, которые продуцируют современную русскую поэзию. Это Москва, это Питер и Урал. В итогах круглого стола, который был объявлен после выхода второго тома антологии современной русской поэзии – в нем участвовали Дм. Пивнев, Кузьмин, Ричард Мак-Кейн, Андрей Вознесенский, – отмечено четко: существуют опоры на эти три российских региона. На самом деле, региональная литература сейчас испытывает то, что она испытывает: всё в порядке, стихи пишутся, они по-прежнему хороши, в массе своей. Пишутся и плохие стихи, что тоже замечательная вещь (это нормально). Стихи по-прежнему никому не нужны и, видимо, не будут нужны впредь. Литература – это частное «тело», и поэзия – даётся не для создания стихов, а для того, чтобы человек изменился. Чтобы он менялся – в этом основное. А то, что существуют некоторые эталоны, которые нам кажутся замечательными, то через 50 лет эти замечательные вещи покажутся нам проблематичными. Так, через 100 лет будут заставлять считать: тот или этот поэт – классика. Это все равно, что мы с вами сейчас взяли бы и открыли антологию, допустим, греческой и римской литературы и не смогли бы определить (как один из сегодняшних выступавших – молодой человек), кто из древних лучше — Вергилий или кто-то ещё? Мы сегодня современных нам авторов «в одну линейку» воспринимаем. То есть эти авторы на нас никак не влияют! А они и не должны на нас «влиять», потому что «влияли» они только на себя.
– В таком случае, как будет развиваться нынешняя массовая культура и массовое сознание? Что будет популярно?
– Массовая культура меня вообще – в принципе – не интересует, как и массовое сознание. Тем более, что никакого массового сознания нет. Есть массовое бессознательное. Подобные «дистрофичные» вещи меня так же мало интересуют, как, например, хирурга, перед которым лежит больной – уже под наркозом. Его не волнует «таракан, который прошел там где-то…»
– Получается, поэты не смогут заработать своим творчеством?
– Нет. Даже в эту сторону «думать не нужно». Это просто не выполнимая задача, как тренд, не выполнимая задача. Поэтому, если вы будете «думать в эту сторону», просто будете порождать личную депрессию и всё… А это бессмысленно! Если человек, например, идёт на балет, а там – бокс, то он говорит: «Ну, какой плохой бокс!» Он действительно прав, балет – это очень плохой бокс. Надо просто выбирать СВОЮ аудиторию, СВОИХ художников надо выбирать. Это, как диоптрии, если вы возьмете не свой диоптрий, в очках вы будете очень плохо видеть. И вы готовы, конечно, обвинить очки, на самом же деле, вы просто не подобрали правильные – СВОЕГО художника.
– Виталий Олегович, Вы говорите, что поэт пишет для того, чтобы «изменить себя». Тогда какой смысл ему публиковаться?
– Это у него надо спросить – какой ему смысл публиковаться! Я могу сказать, почему он старается публиковаться. Он пытается социализироваться через своё творчество, он собирается получить любовь людей и не более того. Если вы хотите получить любовь людей, тогда получайте любовь людей. Зачем вам посредник в качестве творчества? Это же не эффективно! Абсолютно. Я вас уверяю, вы гораздо больше достигнете успехов на этом поприще, нежели напрямую будете действовать, а не через «посредников». А вот зачем это читателю? Что за чудо такое – читатель? Я вам объясню, почему ему чтение необходимо. Потому что у читателя тоже своя сверхзадача – «измениться». Но только он не может это сам сделать. А когда человек читает, то он «алгоритм изменчивости» чувствует. И он его берет себе. Вы задавали себе вопрос: почему вы перечитываете понравившиеся вам книги или стихи?
– Потому что я нахожу себя в них.
– Что вы там находите? Найти не смогли сразу? Я задаю вам конкретный вопрос: ПОЧЕМУ ВЫ ПЕРЕЧИТЫВАЕТЕ? ЧТО вы там находите? Вы уже раз нашли, два нашли. Что вы там третий раз ещё хотите найти?
– Чувство возродить, которое я испытываю.
– Вот именно. У вас «отвалился этот алгоритм изменения», который свойственен художнику. Он просто отвалился, потому что не ваш. Вот и всё. Вот и вся схема».
Диалог с поэтом Виталием Кальпиди завершён. Но он мог бы ещё продолжаться – о многом можно было бы говорить.
После лекции в ИГО фестиваль поэтических интервенций, преодолев очередной этап, перешёл в Центральную библиотеку им. Б. Ручьева. В библиотеке авторы и организаторы более подробно рассказали об альманахе «Паровозъ». Слушатели могли насладиться живым исполнением стихов уральскими поэтами. Кроме того, любители литературы познакомились с таким видом творчества, как визуальная поэзия.
«Интервенция» продолжалась. В рамках фестиваля состоялась творческая встреча с прозаиком и кинодраматургом Светланой Василенко и поэтом Павлом Маркиным. В финале данного этапа прошла презентация книги Натальи Карпичевой «Книга рыб». Завершился фестиваль круглым столом и демонстрацией магнитогорского поэтического видео-арта.
Данный этап автопробега «ГУЛ 2017» в нашем городе подошёл к концу. Помимо Магнитогорска, фестиваль и презентация альманаха «Паровозъ» пройдут также в Челябинске, Екатеринбурге и Перми.
Игорь Вильховский
Фото: Мария Масленникова