Browse By

Старт нового конкурса в литературном сообществе TL

Внимание! НОВЫЙ КОНКУРС!

«Терра Литература» объявляет необычное состязание поэтов.

Необходимо написать стихи в японском духе.

ТЕМА: «Цветение весны – начало лета, ускользающие мгновения…»

Попробуйте себя в новом качестве – в форме стихотворения ХОКУ. Если же вам больше по душе форма ТАНКА, то дерзайте!

Пишите русские стихи в японском духе! Необходима небольшая подборка коротких стихотворений (по желанию – до 5).

Основные критерии оценки русской поэзии в японском духе: чувство меры, создание мелодии стиха, эстетическое чувство – созерцание природы, ощущение родства с ней, цельность /непротиворечивость внутреннего состояния души поэта. 

Лучшие поэтические творения будут опубликованы на сайте Литературного Клуба МГТУ им.Г.И.Носова TERRA LITERATURA.

Рекомендуем начинающим поэтам и мастерам!

****

Дорогие читатели! Предлагаем Вам совершать путешествие в мир японской поэтики, чтобы создать особое поэтическое состояние души.

Стихи в древней японской литературе часто соседствовали с прозой, то есть в прямом смысле слова, включались в песенно-повествовательные произведения.

Образцы японской поэзии находим в антологии «Манъёсю» («Мириады листьев», VIII век).  Но особенно нам интересна древнеяпонская лирическая повесть «Исэ-Моногатари», Х век, «Исэсские новеллы» о похождениях некоего кавалера в провинции Исэ.

  1. Танкаформа лирической поэзии. Это «короткая песня»– пятистишие –с размером 5-7-5-7-7.

Постепенно танка вытеснила другие формы, являясь единственной строфической формой. Танка идеально сочетала краткость изложения с насыщенностью лирического содержания. Мастерами танка были «шесть бессмертных» «роккасэи»: Нарихира, Комати, Хондзё, Ясухидэ, Кисэн и Куронуси (VIII- IХ века).

В японской поэзии нет рифм, большое значение имеет метр, слог, музыкальное ударение и мелодический рисунок стиха.

Приведём пример из новеллы Аривара-но Нарихира (825-880) (повесть «Исэ-Моногатари»).

«В давние времена жила дама с сердцем, о себе мнящем высоко. Вблизи жил кавалер. Дама поэтом была, и вот – чтоб его испытать, — ветку сломив хризантемы в полном цвету, тому кавалеру послала:

Алость и блеск,

куда они скрылись?

На вид будто белый

Снег на ветвях,

Так что и гнутся они…

Кавалер же сложил в ответ стихи, как будто бы не понимая:

Алость и блеск,

И поверх их – белый снег, –

То, ветку сломившей, –

Не цвет рукавов ли?

Примечание. «Алость и блеск» в первом стихотворении означает любовную страсть, пылкостью которой, как т о  известно стало даме, славился кавалер; «белый снег» — там же — его холодность…по отношению к ней.

  1. Хокутрёхстишие, с размером 5-7-5. Это ставшая обособленной полустрофа танка. Эта стихотворная форма связана с городской культурой. Связана с именем Басё, его «подлинной школой» («Сёфу») в конце ХVII века. В школе Басё с разработан жанр ХАЙКУ – его поэтика предполагает обязательные элементы: тема природы – на первом месте, а также наличие сезона. Характерный для танка субъективный взгляд, лиризм – уже на втором месте.

Басё

Старый пруд!

Прыгнула в воду лягушка –

Всплеск в тишине…

(пер. В. Марковой)

Хоку – это идеальная модель целостного в себе, простого сознания.

Басё

Капустное поле

Где-то на самом краю –

Вершина Фудзи.

****

                 Кобаяси Исса (1763-1827)

Покачиваясь,

Стоят среди трав густых

Колокольчики.

(пер. Т.Л. Соколова-Делюсин)

****

 

Материал подготовила:

Бедрикова Майя Леонидовна, кандидат филол. наук, доцент.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *