Юбилейный Выпуск (30) ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
Юбилейный Выпуск (30) ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА посвящаем журналу «ТРАМВАЙЧИК» (Проект ЕГОРА НЕВЕРОВА). Более 5 лет назад благодаря студенческой инициативе Егора Неверова на «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» открылась ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА – так началась история замечательного электронного детского журнала «Трамвайчик» (гл.ред. Егор Неверов)
Просим взрослых читателей присылать оригинальные высказывания детей на «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»! Мы с удовольствием их опубликуем.
Рекомендуем для семейного чтения!
*** ***
Из Дневника мамы (Сафине – 6 лет)
ВПЕРВЫЕ НА БАЛЕТЕ
Впечатления о первом походе в театр, рассказанные папе и подслушанные мамой
– Почему ты не пошел с нами в театр, пап? – спрашивала Сафина, сидя на заднем сиденье автомобиля, который мчал ее домой по вечернему городу.
– Я был занят, малышка, извини. А тебе понравилось? Поделишься впечатлениями?
– Очень понравилось! Смотреть балет на сцене намного интереснее, чем на видео.
И дочка начала рассказывать папе о том, что видела, а мама старательно слушала и запоминала, чтобы в дальнейшем записать. Вот что из этого получилось.
Если честно, я не хотела идти. Было немного страшновато, неизвестно, что там, за огромными дверьми. У входа толпилось столько народа! Но мама взяла меня за руку, и мы вошли.
Я подала билеты, их проверили, а затем мы спустились по большой и широкой лестнице в гардероб.
Здесь тоже было много народа, но я увидела детей, больших и совсем маленьких, нарядно одетых, и перестала бояться. Я покрутилась в своем платьишке перед зеркалом, поправила ободок, и мама позвала меня.
Папа, ты не представляешь, какой огромный театр внутри! Я как будто попала во дворец или сказочный замок! Огромная комната, под потолком большущие хрустальные люстры, светильники, зеркала и много-много красивых лестниц. Я бегала и кружилась, пока мама не сказала, что нам пора занимать свои места в зале.
Мы сидели на балкончике (мама сказала, что он называется бельэтаж) в первом ряду. Перед нами была сцена с красивым блестящим занавесом, а внизу от нее – яма, где расположился оркестр. Там сидели музыканты. Я разглядывала музыкальные инструменты, пока не погас свет. Спектакль начался!
Пап, ты же знаешь сказку «Морозко»?
Вот спектакль был по ней. Сначала на сцене появился Мороз Иванович со сверкающим посохом, потом верхом на метле прилетела Баба-Яга. Я узнала музыку, которая звучала. Мы ее слушали в музыкальной школе – Мусоргский «Картинки с выставки». Мне понравилось, как двигались декорации во время полетов Бабы-Яги: она скакала на месте, а декорации перемещались, и получалось, как будто она летит. Потом был танец Настеньки и ее жениха, но самое смешное – это когда учитель танцев пытался научить танцевать неуклюжую Марфушку. Под конец номера он так устал ее учить, что упал в обморок. Интересно, ему не больно было падать?
А какие красивые костюмы были у балерин! Пестрые, пышные юбки у мачехи и свахи, интересные головные уборы торговок, блестящие летящие прозрачные юбочки у снежинок.
Мне очень понравился кордебалет, особенно снежинки и зверята. Кстати, зверьми: медвежонком, олененком, белочками, зайчиками – были дети. Мама сказала, что это ученики балетной школы. Белочки танцевали очень быстро, а медвежонок был неуклюжим, неповоротливым и таким смешным.
Больше всего мне понравилась сцена в лесу, во владениях Мороза Ивановича. Несколько балерин в разных костюмах танцевали так красиво и захватывающе, а потом среди них в середине стала танцевать Настенька. Как же высоко она прыгала, порхала по сцене, словно бабочка. И еще мне понравились поддержки, которые выполняли танцовщики балета.
Мы долго аплодировали артистам, когда они все вышли в конце спектакля. И знаешь, еще что? В коридоре, после спектакля, мы встретили балерину, которая была свахой. Я подошла к ней и поблагодарила ее, а она улыбнулась и обняла меня. Пап, ты знаешь, она так интересно ходит, и у нее классные пуанты. А еще она спускается быстро-быстро по лестнице, перепрыгивая через несколько ступенек.
– Значит, тебе все понравилось?
– Нет.
Папа был удивлен ответом дочери.
– Что же было не так?
– Вот если бы мальчик, который сидел позади меня, не болтал бы без остановки во весь голос, то было бы совсем прекрасно. Он так громко разговаривал, что мне казалось, я даже не слышу музыку иногда. Невоспитанный.
– Ты пойдешь еще на балет, малышка?
– Да, пойду, но уже с тобой. Тебя тоже нужно приобщить к прекрасному.
*** ***
Из книги: Г.Граник и др. Секреты орфографии: Кн.для учащихся /Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.:Провещение, 1991.-222 с.
ДОГОВОР МЕЖДУ ЧИТАЮЩИМ И ПИШУЩИМ
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».
Эта история произошла в дописьменные времена, в первобытном племени. Одна девочка по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья», а попросту Таффи, отправилась с отцом на реку, чтобы набить копьём к обеду карпов. Рыбакам не везло: сломалось копьё. Таффи сразу подумала: «Как бы маме записку написать, чтобы прислала новое копьё?» Досадно, что в дописьменные времена никто не умел ни читать, ни писать.
А в это время по берегу реки шёл Незнакомец (он не понимал местного наречья). Его-то и решено было направить к маме с сообщением. Таффи взяла кусок берёзовой коры и акулий зуб, чтобы нацарапать им рисунки: папу со сломанным копьём, новое копьё, которое нужно передать, Незнакомца с копьём в руке. Чтобы Незнакомцу было легче найти дорогу, девочка нацарапала бобров, которые встретятся по дороге. Мама была дорисована в конце – с копьём в руке.
Самой Таффи был ясен смысл её послания.
Однако Незнакомец «прочёл» рисунки по-своему: вождь племени (как бы, это отец Таффи) – в опасности и ждёт помощи от родичей. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, то вождя (как бы) убьют враги – это они на рисунках с копьями – со всех сторон», – подумал он. Причём и бобров (по дороге) Незнакомец посчитал за врагов. – «Пойду и приведу ему на выручку всё его племя».
Когда березовая кора (как бы письмо) дошла до мамы, то мама «прочла» рисунки по-своему: Незнакомец-враг, который проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал её дочку, и сейчас целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади – бобров она приняла за врагов.
Что тут было!..
Разъяренные женщины племени набросились на Незнакомца – он едва жив остался. Но он так и не смог объяснить женщинам буквально ничего: ведь местного наречия он не знал. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
А когда всё разъяснилось, главный вождь племени сказал: «О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты совершила великое открытие!..»
Придёт день, когда люди назовут это открытие умением п и с а т ь!
Выпуск 30 (Юбилейный) подготовила Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент