Browse By

Рублёв. Детство

 Дорогие читатели! Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» знакомит с редкими изданиями из серии «Жизнь замечательных людей». Благодаря исследованиям историков, филологов XX в. реконструированы этапы биографии «русского Рафаэля» – Андрея Рублёва, художника-мыслителя второй половины XIV – первой трети XV вв.

         Сергеев В.Н. Рублёв / Предисл. Д.С. Лихачёва. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 255 с.  (Жизнь замечательных людей. Вып. 618; Избр. Сер. в 10 т. Т.2).

****

 

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. ДЕТСТВО

«Умозрение в красках»

(в кратком пересказе)

По словам Д. С. Лихачёва, национальные идеалы русского народа лучше всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина; «эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в Человека: …идеалы, воплощенные в творчестве Рублёва столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюдать в действительности… Троичность была для Рублёва не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя всё мироздание… Отблеск голубого цвета – это опрокинутое в человеческой природе небо».

Истоки

В год, принятый за дату рождения Рублёва, московский летописец отметил: «а в лето 6868 (1360 год) прииде из Кыева на Москву преосвященный митрополит Алексей». *В подмосковном Спасском монастыре, основанном митрополитом Алексеем, прошла жизнь инока Андрея, где он писал иконы, фрески, здесь и погребён.

В 1361 г. записано: «Велика замятня в Орде»: то есть в Золотой Орде ханы воюют между собой. Хан убит своим сыном, который после отцеубийства «сел на царство», а через неделю военачальник Мамай поднял мятеж против нового хана и ушёл едва ли не со всей Ордой за Волгу. Вот в какое смутное время родился гений Андрей Рублев – его родители беспокоились о том, как выжить в военных условиях, когда еще и русский князь в Суздале вступил в бой с московским войском. После относительно спокойного разрешения конфликта начались другие напасти – в 1364 г. по Москве, Подмосковью, Нижнему Новгороду разразилась страшная чума: «Прииде сея казнь, и такое множество было мёртвых, что не успевали живые погребать их».

Отношение к смерти

Одной из первых непреложных реальностей была смерть. Чтобы понять тогдашнее отношение к «общедательному долгу» смерти, современному человеку нужно проделать, по словам В.Н. Сергеева, некоторую мысленную «реставрацию», соотносящую жизнь и мировоззрение средневекового человека. Моровые язвы и едва ли не ежегодные войны научили понимать, «каков есть мрак тени смертной», …побуждали к размышлению о непрочности земного бытия, о тленности тех нитей, из которых которых соткана ткань жизни… Андрею Рублёву-ребёнку жизнь открывалась во всех тяготах.

Древние жития наполнены откровениями об удивительных изменениях во взглядах взрослого человека, пережившего смерть близких и утвердившегося в тщете земной жизни: «Скоропадущая плоть наша, ибо сегодня еще растём, а завтра гнием» («Изборник», XI в.). Древнерусские книжники призывали: «Смерть поминай всегда, да та научит тя паче всех, како жить в малом сем времени…». В чем мудрость? Сделайся с людьми кротким, голодного накорми, жаждущего напои, видишь беду человека – посочувствуй.

События времени отразились в сознании Рублева-ребёнка, и в его личном опыте основополагающей стала мысль о том, что зло происходит от разделения и ожесточения, царящего в отношениях между людьми, безмерно страдание человека в мире, не связанном добром и взаимной любовью. На рубеже XIV- XV вв. на Руси вставали из пепла города и села, впервые Москва строила каменные стены Кремля. Люди помогали болеющим, как могли, забирали в семьи и воспитывали многочисленных сирот. В детстве Рублев мог слышать от взрослых рассказ о «чуде в Хонех» (чудо в Малой Азии), позже он увидел в кремлёвской церкви большую храмовую икону по сюжету предания: крылатый архангел Михаил, который ударом жезла в землю отводит низвергающийся с горы поток, направленный врагами – язычниками в сторону одноглавой церкви, напоминающей русские белокаменные храмы. Архангел Михаил на Руси – «страж града», покровитель воинства и военачальников, защитник живых и мёртвых от злых, дьявольских сил.

Древние представления становились способом осмысления настоящего времени и грядущих событий. Может быть, подобные детские впечатления Рублева привели к решению «умереть для мира», стать монахом? Отличительные черты стиля иконописи Андрея Рублева – это простота и ясность (тогда как, например, у Дионисия, гениального предшественника Рублева, сложность, богатство красок и форм).

«Время молчать и время говорить»

В каких правилах Андрей Рублёв воспитывался в семейном кругу и за его пределами? По признанию В.Н. Сергеева, как и у древнерусских агиографов (жизнеописателей замечательных людей), у биографа Рублёва в наши дни слишком мало сведений: в основном о праведнике в летописи могли сделать запись его последователи, ученики, но через большой промежуток времени – иногда и через сто лет… Сведений об отце и матери Рублёва нет никаких, время не сохранило их имён. Существует источник, дающий некоторые основания предположить, что отца звали Иваном. На одной иконе (собрание Третьяковской галереи) на обороте иконной доски написано: «Аз писал многогрешный сию икону Андрей Иванов сын Рублёв великому князю Василию Васильевичу лета 1425».  Однако исследователи сомневаются в подлинности автографа. О родителях древнерусский книжник всегда напишет «добрые и честные». Вряд ли это только дань литературной традиции. Есть еще поговорка «древо доброе дает плод добрый», эта поговорка есть во всех языках (вспомним русскую поговорку «яблоко от яблони недалеко падает»). Поэтому можно предположить, что личными своими качествами Рублёв во многом обязан дому. Тихим, скромным и незлобивым человеком, предельно искренним в своих убеждениях, рисует «преподобного» Андрея предание. Этот же образ складывается при восприятии его произведений.

На Руси придерживались отсчета возраста человека на седмицы: ребёнок – до семи лет, следующие семь лет – отрочество. Именно отрочество – время первых трудов, обучения. приобщения к ценностям общества. Древнерусские летописи запечатлели образы юных князей, которые в шестнадцать лет проявили мужество в сражениях. Житийная литература описывает раннее взросление – вступление на путь монашества двенадцатилетних отроков. Нелегкая работа ради хлеба насущного рано становилась уделом ребёнка из крестьянской и ремесленной среды. Становление Андрея Рублёва как мастера происходило в те годы, когда в Серпухове и Коломне стали работать выдающиеся художники. Это было на пороге юности. В это же время Рублёв постепенно входил в мир книжного слова.

Основной способ, каким книжное слово становилось достоянием большинства, – это устное провозглашение в церковном пении и чтении. Именно это чтение стало первыми «вратами учёности» для юного Рублева. Постепенно восприятие знакомого с детства из года в год раскрывалось, дополнялось личным общением с книгой.

Мир книги для Средневековья – это мир абсолютной этической ценности. Книга учительна, она указывает дорогу, наставляет. В.Н. Сергеев уверен: «Можно утверждать определенно: тяга к искусству отрока Рублева не могла происходить в отрыве от книжных влечений. Одна из главных особенностей эпохи – взаимопроникновение, «гармония между словом и изображением».

Юный Рублёв в «дружине»

Обретение Андреем Рублёвым собственного стиля, уникального мастерства относится к 1390-м гг. Тридцатилетие на Руси считалось порой зрелости, полноты человеческой личности.

В иконописном и стенописном деле существовало понятие «дружина» (то, что в иные времена называли училищами). В дружине художников принимали с младых лет. Овладение мастерством происходило постепенно – по ступеням лестницы. В древнерусском языке слово «лестница» звучало как «лествица». В. Н. Сергеев напоминает о том, что образ движения к высшему восходит к идее знаменитой греческой книги VI века синайского подвижника Иоанна. Книга в переводе на древнерусский язык назвалась «Лествица», автор – Лествичником. Иоанн Лествичник писал о внутреннем совершенствовании человека, и среди книжных людей был огромный интерес к данному изданию. Художник-иконописец – это «творец святыни», он имел определенные этические обязательства перед своей профессией. От дружины художников многое зависело в воспитании дарования.

Еще до рождения Рублёва именно в иконописном искусстве Москвы стало проявляться национальное начало, по сравнению с византийскими иконами. В отличие от несколько замкнутых образов византийских мастеров, ликам на ранних московских иконах свойственны «кротость и чуткость, внимание и любовь». Прозрачность, лёгкость живописи, гармония и ясность цвета, плавная линия – все эти приёмы порождены … «гармонией внутреннего мира, душевным равновесием, спокойной сосредоточенностью на высоких помыслах» (Э.С. Смирнова).

Таинство иконописи

Цит. По В.Н. Сергееву: «Вот Андрей Рублёв учится у старого мастера – знатока и умельца – выбирать доски для будущей иконы. Золотистые, тонко вытесанные доски, чаще липовые. Ни одного предательского сучка, чтобы потом не разорвало, не раскрошило драгоценную поверхность живописи. Когда бы это ни случилось – через пять или пятьсот лет.

Точными ударами тесла вырубаются пазы для шпонок – узких брусков дерева, укрепляющих, сплачивающих сзади несколько отдельных досок воедино.

Отстоянную, мягкую воду наливает он в чистый деревянный сосуд больших размеров. В ином сосуде растёртый в пух, белый как снег мел. Отдельно процеженный раствор рыбьева клея, чистого, приготовленного из пузырей осетровых рыб. <…>

На большом столе приготовленные, склеенные, с выдолбленным ковчегом доски. Широкой кистью ученик обильно покрывает золотистую их поверхность горячим осетровым клеем. Отмеренный кусок чистого нового холста он берёт в руки, чтобы покрыть им лицевую сторону будущей иконы…

Часами юный мастер наблюдает живое чудо творения красками. Как мастер «знаменит» – наносит, размечает контуром, жидкой тёмной краской, где и каr расположиться изображению <…>

Дружина была для Рублева школой не только мастерства, она стала средой, в которой созидалось его мировоззрение…»

Андрей Рублёв (ок. 1960 – ок. 1430) живописец, крупнейший мастер московской школы. Произведениям присущи глубокая человечность, возвышенная одухотворенность образов, совершенство художественной формы (икона «Троица»).

****

Материал подготовила Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *