Browse By

Дискуссия Сергей Есенин

«Терра Литература» публикует материалы дискуссии о творчестве Сергея Есенина. Участники беседы, состоявшейся в редакции в конце 2024-25 уч. года, – это студенты-филологи 3-го курса Института гуманитарного образования (к.ф.н. М.Л. Бедрикова – доц. кафедры языкознания и литературоведения).

Специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагаем отчёт о дискуссии.

 

Майя Леонидовна: – Здравствуйте, дорогие друзья, студенты-филологи! Сегодня хотелось бы обсудить проблемы изучения творчества Сергея Есенина, секрет его поэтического мастерства.

Центральная фигура нашей беседы – личность Поэта. Практически все выдающиеся деятели культуры высказали своё суждение об уникальном явлении XX столетия – великом русском поэте Сергее Есенине.  Стоит прислушаться и к мнению крупнейшего композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова, писавшего на слова Есенина кантаты, оратории, хоры, песни. В своих мемуарах Свиридов отметил: «В судьбе Есенина отразились миллионы судеб. И он сам понимал это: неотделимость, показательность своей судьбы», «Есенин – сам певец народной стихии».

Мы уверены, что тема диалога волнует не только нас, филологов, но и всех, кто интересуется русской поэзией XX века!

Передаю слово модератору нашей встречи!

Мария Юдина, куратор Студенческого научного общества по работе с активом направления Истории, Филологии и Иностранных языков:

– Каждый, кто любит и ценит поэзию Сергея Александровича Есенина (1895-1925), представляет образ Поэта по-своему; кажется, нет ни одного человека в России, кто не знал бы строчек из стихотворений «Белая береза», «Гой ты, Русь моя родная». Всемирное признание поэтического гения Есенина не снимает остроты существующих проблем в изучении творчества поэта, оставившего после себя много загадок: Есенин был крестьянским поэтом или последовательным имажинистом? он проявил себя в раннем творчестве как христианский поэт или как богоборец? Был ли Есенин по своим убеждениям советским поэтом?

Дарья Г., «Филология»: – Сергей Есенин был поэтом земли и природы, он жил в революционное время, когда рушились прежние идеалы, а новые только начинали формироваться. Можно ли считать Есенина христианским поэтом или же богоборцем? Подобные вопросы затрагивают пережитый Есениным опыт внутренней борьбы, противоречия его творческом пути, – в целом, противоречия личности.

Мария М., «Филология»: Природе как особому живому и чувствующему организму уделено большое внимание Сергея Есенина. Например, в строчках:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

В позднем стихотворении «Хулиган» запечатлён новый образ — бунтующей личности.  Лирический герой отождествляет себя с ветром:

Плюйся, ветер, охапками листьев, –

Я такой же, как ты, хулиган.

Но даже здесь Есенин не равнодушен к образу природы и Руси:

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Природа ассоциируется со свободой, естественностью, в то время как городская жизнь – с ограничениями и правилами.

В произведении «Исповедь хулигана» (1920), которое неизменно вызывает бурю эмоций у читателя, поэт вспоминает деревянную Русь, отца и мать. Это трогательные строчки, выражающие трепетные чувства, глубокую тоску и ностальгию:

Что где-то у меня живут отец и мать,

Которым наплевать на все мои стихи,

Которым дорог я, как поле и как плоть,

Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.

Арина П., «Филология»: В цикле 1920 г. «Сорокоуст» лирический герой наблюдает за рыжим «красногривым» жеребёнком, который никак не может угнаться за быстрым «чугунным поездом», и размышляет о неизбежности промышленного прогресса, который в итоге поглотит патриархальный мир и деревню:
Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Здесь добавлю, что образы гонок «красногривого жеребенка» и «поезда» стали наиболее выразительной метафорой периода Есенина-имажиниста, подчеркивающей мастерство поэта, метафорическую природу образности.
Итак, мы полагаем, что нельзя сказать точно: Есенин – крестьянский поэт или имажинист. И крестьянский, и имажинистский период отразились в творениях поэта в виде пейзажей, событий, метафор, героев и образов. В каждом из периодов своего творческого пути С. А. Есенин создал уникальные творения в русской поэзии XX века, которые отражали его личность и взгляды.

Мария Юдина: Сергей Есенин сблизился с группой имажинистов в 1919 году, а его трактат «Ключи Марии» был принят участниками группы и даже объявлен книгой, передающей «философию имажинизма». Имажинизм провозглашает преобладание экспрессивных образов над поэтической мыслью, усложнение языка с помощью метафор. В стихотворении «Хулиган» (1919) автор как будто играет с природой: «Дождик мокрыми метлами чистит/ Ивняковый помет по лугам.», ветер плюётся охапками листьев и т.д, и т.д. Здесь присутствует определенная грубость, а образы природы, яркие метафоры используются для усиления изображения действительности, а не для показа красоты природы.  В проанализированных стихотворениях (или их кусочках) ясно видно пользование образностью красоты для своих целей, обилие метафор, создание метафор для метафор. Есенин не стесняется в использовании природных образов, иногда намеренно занижает их, меняет значение, выворачивает наизнанку. Читая такие стихотворения, становится ясно: Есенин — стопроцентный имажинист.

Тогда можно ли вообще Есенину претендовать на звание крестьянского поэта? Можно, однако стоит учитывать, что данное словосочетание не нравилось писателю: «Я не крестьянский поэт, я просто поэт!» — всегда исправлял он.

В стихотворении «Русь» (1914) автор тоже активно использовал природные метафоры, однако здесь они все с одной целью — показать красоту жизни, Родины, природы. Метафоры, поэтические образы перетекают один в другой, создавая большую и тёплую картину. Они сменяют друг друга медленно, однако и в этой медлительности есть своя завораживающая красота:

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

И тут мы можем увидеть главное отличие Есенина-имажиниста от Есенина-крестьянского поэта: первый использует природу для метафор, а второй — метафоры для природы. Читая о том, что «чашка неба расколота», человек тут же представляет перед собой буйство стихии, буйство красок, ветер, молнии. Перед нами развёрнутая метафора, которая позволяет увидеть красоту в самом малом.

Екатерина А., «Филология»: – Почему столь прочно укоренился миф о Есенине-алкоголике?

Причин несколько. Во-первых, богемный образ жизни поэтов начала XX века с их шумными кафешантанными выступлениями, литературными кабаре и неизменным бокалом вина создавал благоприятную почву для подобных представлений. Во-вторых, сам Есенин порой не стремился опровергать слухи о себе, возможно, видя в этом определенную провокацию или даже «пиар». В 1925 году Сергей Есенин трижды проходил лечение в московских психиатрических клиниках, включая клинику Ганнушкина и отделение при больнице Московского университета. По словам Софьи Толстой, это было вызвано желанием избежать уголовного преследования и милицейского внимания. Известно, что из клиники Ганнушкина поэт вышел с большим количеством неопубликованных рукописей.

Представление о Есенине, как о закоренелом пьянице, опровергается воспоминаниями его близких. Сестра поэта Александра вспоминала, что Есенин мало выпивал вина, быстро пьянел и становился раздражительным. Более того, один Сергей никогда не пил.

Р. Ивнев также подтверждает это в своих воспоминаниях «О Сергее Есенине»: «Здесь надо упомянуть (и это очень важно для уяснения некоторых обстоятельств жизни Есенина после возвращения его из Америки), что в ту пору он был равнодушен к вину, то есть у него совершенно не было болезненной потребности пить, как это было у большинства наших гостей и особенно у милейшего и добрейшего Ивана Сергеевича Рукавишникова. Есенина просто забавляла эта игра в богему. Ему нравилось наблюдать ералаш, который поднимали подвыпившие гости. Он смеялся, острил, притворялся пьяным, умышленно поддакивал чепухе, которую несли потерявшие душевное равновесие собутыльники. Он мало пил и много веселился, тогда как другие много пили и под конец впадали в уныние и засыпали.»

Весомым аргументом против «алкогольного мифа» являются фотографии Есенина последних лет. Лицо человека, систематически злоупотребляющего алкоголем, имеет характерные признаки: одутловатость, землистый цвет кожи, отеки. Однако на фотографиях Есенина мы видим прекрасное лицо трезвенника или умеренно выпивающего, чистое, со светлой кожей и лишь немного уставшее.

Наконец, результаты судебно-медицинской экспертизы, проведенной после смерти Есенина, свидетельствуют об отсутствии каких-либо патологий, связанных с хроническим алкоголизмом. В акте вскрытия отмечается, что перед уходом из жизни поэт был трезв, сосуды в норме, мозговое вещество блестит, а печень имеет здоровый вид.

Эти факты позволяют сделать вывод о том, что алкогольная зависимость не была определяющей чертой личности Сергея Есенина. Алкоголь, безусловно, присутствовал в его жизни, но, скорее как симптом глубокого душевного кризиса, вызванного разочарованием в революции, противоречием между идеалом и реальностью и, возможно, неверным диагнозом в психиатрической клинике. Вспомним, как Есенин жаловался Иванову-Разумнику в 1922 году: «Живу я как-то по-бивуачному, без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники, вплоть до Рукавишникова. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко.»

Эти слова свидетельствуют о тягостном восприятии навязываемого ему «алкогольного» образа жизни.

Поэт Валентин Сорокин справедливо заметил: «Есть ли где еще такой «простецкий» народ, кроме нашего, русского, позволяющий на протяжении десятков лет «дискутировать»: пил или не пил его гениальный сын — поэт Сергей Есенин… Пил Есенин?» Пил. Запоем слезы русские пил. Пил запоем русскую нищету. И погиб не от водки, а от русской крови. Этот кровавый концерт, кровавый грех, мутит нас. Кровь царских детей, обрызгавшая ипатьевские подвалы, щедро пролилась на русской земле. Сергей Есенин был обожжен ею».

Майя Леонидовна: – Услышать душу человека, поэта, давно ушедшего от нас; способность передать в музыке душу С.Есенина – это смог осуществить в своем творчестве Георгий Васильевич Свиридов.

Вот как интерпретировал великий русский композитор XX века содержание своей поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь». В этом произведении Г. Свиридову удается выразить в звуках пейзаж и лирику.

Г.В. Свиридов пишет в Дневнике 21/XI  1983 года:

«Начинается символика. №3-4 – символическая лирика. Важный символ лошади. Лошадь – сказочный, легендарный конь, символ поэтического творчества.

№4 – извечный путь художника, путь человека.

«Отчалившая Русь» – образ России. Русь в виде летящей птицы. Россия в её космическом полёте, в образе летящей лебеди.

«Симоне, Пётр» – отрывок древней легенды.

«Гой ты, отчий дом» – картина революционных потрясений, гибель родного дома.

«Там, за млечными холмами» – космическая картина; космос, в котором души предков летают в вихре космического огня.

Отрывок из «Сорокоуста» – это явление желанного гостя. Трагический монолог. Трагическое ощущение гибели патриархального крестьянского уклада.

«По-осеннему кычет сова…» – опять поэт. Извечность поэзии, извечность появления поэта.

«О, верю, верю, счастье есть»

«Звени, златая Русь!» Бесконечная вера в Родину, в её лучшие, духовные, творческие силы. Торжественный гимн венчает сочинение. Вера в приобретение Родины. <…> Это музыка торжественного, светлого, гимнического характера, похожая на древние гимны <…> сопровождается развитой фортепианной партией, к концу сочинения достигающей грандиозного звучания в своей светлой, торжественной колокольности.

Напряжение чувств, это какая-то раскалённая материя! Искусство огромной духовной высоты, лишенное какого бы то ни было физиологизма, натуралистичности» [c. 384-385]. (Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Георгий Свиридов; сост. А.С. и В.С. Белоненко; науч. ред. С.И. Субботина. – 2-е изд., дораб; доп. М.: Молодая гвардия, 2017. 795 с.).

 

Продолжение следует

Иллюстрация к материалу – Мария Синякова «С.Есенин, 1926». Шарж // Литературная учёба. Книга вторая. Март-апрель. 1990. – С.177.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *