Browse By

Владимир князь

Дорогие читатели! «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» приглашает Вас в познавательное литературное путешествие в мир Древней Руси.  Мы празднуем День славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая в России и славянском мире.

Обратимся к страницам романа «Пир князя Владимира» сербской писательницы из Белграда – Душицы Миланович (член Союза писателей Сербии). Сравним события, изображённые писательницей в былинном духе, с картинами древнерусской эпохи в русском историческом романе Ф.В. Домбровского «Владимир Красное Солнышко, или 900 лет назад».

Миланович Д. Пир князя Владимира: роман / Душица Миланович; [пер. с сербского Л. Савельевой]. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик»/ «Пальмира», 2018. – 255 с.

Князь Владимир Святославович: Сборник: А. Красницкий. Красное Солнышко: Повесть из дохристианской эпохи на Руси; Ф. Домбровский. Владимир Красное Солнышко, или 900 лет назад: Исторически роман. М.: Книжный Клуб Книговек, 2017. – 368 с.(Венценосцы)

В 2024 г. Книжный Клуб «Терра Литература» познакомил читателей с книгой И.И. Малышевского «Святые Кирилл и Мефодий» о деятельности величайших просветителей славянства, о «великом подвиге святых братьев, славянских первоучителей. Величие этого подвига заключается не столько в изобретении славянских письмен, сколько в переводе священных книг, а еще более в самой мысли о переводе их … ввести чтение на народном языке в богослужение…»

Что мы знаем о личности русского князя Владимира Святославовича, о котором Николай Михайлович Карамзин написал: «Сей князь, названный Церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого»? Народная память хранит имя Владимира Святославовича как   Владимир Красное Солнышко.

Ф. Домбровский «Владимир Красное Солнышко, или 900 лет назад»

Исторический роман

Из гл. XXX

… И Владимир вернулся в Киев. Теперь он совсем не появлялся на жертвоприношениях, христиане мало-помалу начали овладевать доверием и уважением язычников; к князю начали обращаться с просьбами о разрешении им открыто совершать богослужение и строить церкви, и Владимир не противоречил.

Вслед за возвращением его из Болгарии к нему явились магометане. Услышав, что вера языческая поколебалась, они пришли к нему с предложением принять их веру. Расспросив их и узнав, что их верой не допускается есть свинину и пить вино, Владимир ответил им:

–  Нет… Руси есть веселие пити. – И он отослал их ни с чем.

За магометанами явились немцы.

– Мы, – говорили они, – присланы от папы, и он говорит, что земля твоя как наша, а вера иная. Мы кланяемся Богу, сотворившему небо, землю, солнце, луну, звезды и каждую тварь, а ваши боги – дерево.

– Какие у вас заповеди? – спросил Владимир.

– Пост у нас не строг, постимся по силе, а кто есть и пьёт, то все во славу Божью.

По-видимому, они хотели соблазнить князя лёгкостью своих постов.

– Нет, – сказал он им, – отцы наши не принимали вашей веры, идите назад.

Наконец прослышали о том и хазары, исповедовавшие иудейство, жившие по низовьям Волги и Дона, и прислали своих учителей, но когда они рассказали про свою веру и упомянули о том, что Господь, прогневавшись на них, лишил их отечества и рассеял по разным странам, то Владимир ответил:

– Что же вы учите своей вере, когда сами в опале у Бога… Значит, хотите, чтоб и нас постигла такая же доля! Идите, откуда пришли.

<…> [Владимир спрашивает мудрого старца-отшельника]

– Треба, по которой я призвал тебя, велика: много лет я думаю и терзаюсь вопросом, какая вера лучше… Много уж побывало у меня разных послов с восхвалением их вер, да, вишь, мучусь я сомнением: все веры, молвит каждый, хороши, а их лучше, и не ведаю я, кого слушаться. И вот понаслышан я, что ты человек благочестивый и мудрый, поэтому поведай нам, чем вера греческая отличается от других и какая правая и истинная?

<…> – …бабушка твоя Ольга приняла крещение от греков, я принял его вместе с нею, и эта вера – лучшая из всех…

– Да,  я это знаю, – сказал Владимир, – но скажи нам, старче, в чем заключается учение нашей веры.

<…> Старик, помолчав немного, начал свой рассказ от начала мира. Он говорил кратко, но понятно. Рассказав содержание Ветхого и Нового Заветов, он перешёл к рассказу о рождении Спасителя и искуплении рода человеческого. <…> когда он начал говорить о загробной жизни, то Владимир снова вспомнил то, что видел во сне. Мисаил рассказал князю о Страшном суде, и Владимир понял, что предвещал ему сон, если он останется в язычестве.

– Да! – крикнул Владимир, – Хорошо тем, кто наверху, и горе тем, кто внизу!

 

Душица Миланович «Пир князя Владимира»

Роман

–12–

Весной 988 года князь Владимир отправился вниз по Днепру   с дружиной в двенадцать тысяч человек, оснащённой смертоносным и тяжёлым оружием. Секиры, луки и калёные стрелы, палаши длиной в шаг высоких воинов-варягов, острые сабли, во многих более кровью напоённые и человеческим мясом накормленные… Море покрылось рябью с приближением зловещего бряцания оружия.

Крепкие суда, построенные из огромных стволов деревьев, которыми изобиловали русские леса, чья длина до пяти раз превышала их ширину, и которые напоминали огромных морских змеев, легко рассекали волны, а настоящие морские змеи и чудовища устремлялись от них как можно глубже.

По требованию византийского василевса князь вёл за собой шесть тысяч ратников в подкрепление императорскому войску и еще столько же, чтобы были под рукой на всякий случай <…>.

Помощь Константинополю была необходима, так что пришлось пойти и на то, что считалось союзом с дьяволом, – позвать на подмогу русского князя. И пообещать этому варвару то, что он потребовал, – отдать ему в жёны зеленоокую принцессу Анну.

Константинополь, о котором он страстно мечтал с самого детства, сам шёл ему в руки! Правда, греки настаивали, чтобы он перешёл в истинную веру, не годится христианке выходить за язычника.

<…>

–14–

                                              ***

Киев. Спящий, укрытый темнотой, а на возвышении, на горе над городом светится крест.

Рыбак поднимает руку. В руке у него деревянный крестик на тонкой шёлковой нити, он протягивает его Владимиру.

Тот крест, там, наверху, я поставил, когда здесь еще одни холмы были, над которыми сияла милость Божья. Кто-то его видит, кто-то не видит, но это было частью моей задачи. Чтобы вокруг этого города по земле русской ширилось христианство.

<…>

Этот крест, что у меня в руке, тебе предназначен. Возьми и подари его русским. Вступи на путь спасения. И путь, который ты сейчас изберёшь, станет путём твоего народа на все времена. <…>

Если не примешь это знамение Божие, охватят Русь раздоры и междоусобицы, русские начнут принимать разные веры и поклоняться ложным богам, пока не рассыплются по белому свету. От могущественного княжества останется один Киев, над которым я по промыслу Божьему крест поставил, и Новгород, откуда через много веков всё начнется сначала. <…> Медленно, словно ожидая сопротивления, которого не последовало, рыбак надел ему крест на шею.

Владимир огляделся вокруг. Нигде ничего – ни Киева, ни Новгорода, ни тёмной ночи, он снова был в своей комнате, а тот свет, что освещал её, исходил от незнакомца.

– Кто ты такой? – снова спросил он его.

– Андрей, рыбак, сын Ионы и брат Петра, ученик Иоанна, родом из Вифсаиды и по воле Божьей первый из апостолов, пошедший за Христом.

–21–

                                              ***

Новое время выдвигало новые требования. Киевляне не всегда понимали решения князя, некоторые из них вызывали сопротивление. В Херсонесе князь видел Евангелие, написанное русскими буквами, и Псалтырь тоже. Имя переводчика узнать не удалось, но решение он принял.

–  Русским нужны книги русскими буквами писаные, – сказал он по возвращении. – Во славу нашего народа всё, что делается, должно быть в книгах записано и потомкам завещано.

Духовные связи, культурные и религиозные между Киевом и Болгарией позволили развивать наследие Кирилла и Мефодия. В Киеве он основал школу для мальчиков. Матери оплакивали сыновей, которых приходилось теперь отсылать в школу, отцы, обиженные и встревоженные, приходили к нему просить, чтоб он отказался от такого дела.

                                              ***

<…>

Из Золотого дворца бил подобно источнику и распространялся свет золотого века Киевской Руси. Князь Владимир задёрнул завесу за мрачным веком, в котором её называли дикой и варварской землей….

Книга вторая

Сербия, наше время. <…>

В Новое время на широких просторах прорастает и восходит семя добра, следуя своей родной, кровной традиции и волшебным духовным связям. Держась за те же путеводные нити света, которые при рождении озарили лицо князя Владимира, сегодня это семя снова сеют его потомки.       <…>

                                         ***

Материал подготовила Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *