Browse By

Красавицы Врубеля

Дорогие читатели! Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» знакомит с редким книжным изданием – «Сказка в русской живописи». Какие тайны скрывают женские образы на картинах М.Врубеля?

 Марина Казиева. Сказка в русской живописи. – М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2008. – С.32–33.

****

КРАСАВИЦЫ ВРУБЕЛЯ И ИХ ПРОКЛЯТИЕ

На картинах Врубеля запечатлен образ его жены, замечательной певицы Надежды Забела. Как и в легенде про рыцаря Жоффруа Роделя, который отправился на поиски чудесной принцессы, так и Врубель влюбился в образ – сначала в голос певицы, а потом, едва увидев Надежду, почти сразу предложил стать его женой. Их любовь, похожую на сказку, не смогла победить даже трагическая болезнь художника. Поскольку Врубель был еще и театральным художником, он придумывал для любимой разные театральные костюмы: «струящееся» платье морской царевны. Он запечатлел её образ в акварели «Н.И. Врубель в роли Волховы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»». На портрете 1898 г. «Портрет Забелы-Врубель» жена художника изображена в платье для прогулок, но сама она превращается в неведомый цветок – розу, хризантему, гвоздику? Два полупрозрачных чехла – фисташковый и лиловый просвечивают один через другой.

В опере «Сказка о царе Салтане» жена художника пела партию царевны-лебеди, а костюмы, декорации создал сам М.Врубель. <…> В картине есть особый секрет слияния образов лебедя и царевны. Рука царевны украшена перстнями и похожа на вытянутую голову птицы. Всмотревшись, можно увидеть на полотне не одно, а два существа: еще не утратив первоначального образа лебедя, на глазах зрителя она «оборачивается» загадочной девой. Так, для Врубеля его жена всегда была красавицей из сказки. Неправильные черты лица, удлиненные кисти её рук он превращал в магически привлекательные.

Когда М.Врубель создавал образ Маргариты, возлюбленной Фауста, героя средневековой легенды (который получил вечную молодость, отдав за это дьяволу свою бессмертную душу), он наделил её чертами жены. Панно с изображением персонажей этой легенды написаны Врубелем для украшения особняка С.Морозова.

Фигура Маргариты вырастает в саду как лучезарное деревце, словно вышитое лёгкой пунктурной линией-стежком. Это Дух Вечной Женственности, о которой грезили в конце XIX века и художники, и поэты. Маргарита будто не материальна, она, как «мимолетное виденье», готова раствориться в мире цветов, деревьев, облаков. Но дьявол через своё воплощение – Мефистофеля – творит козни. Фауст вынужден скрываться, бежать из города, а Маргарита сходит с ума.

Фантастическую, грандиозную мистерию Врубель создал на панно «Полёт Мастера и Мефистофеля»: сказочные кони, взвиваясь над шпилями башен средневекового города, уносят прочь двух всадников.

****

Врубель Михаил Александрович (Омск, 1856С.-Петербург,1910) – художник <…>, который проявил уже в детстве способности к рисованию и к музыке. Наследник романтизма и истинный представитель символизма в русском искусстве. <…> Совершает путешествие в Италию, а в 1899 поселяется в Москве и работает как театральный художник. Он черпает вдохновение в поэзии Пушкина и Лермонтова. С.74-75 (Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Жан Кассу… и др. М.: Издательство «Республика», 1999).

 

Материал подготовила Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *