Дискуссионный клуб: «Литература – явление общественное, филология – явление домашнее?»
ДИСКУССИЯ НА САЙТЕ «TL»
Тема: «ЛИТЕРАТУРА – ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ, ФИЛОЛОГИЯ – ЯВЛЕНИЕ ДОМАШНЕЕ?»
Специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагаем отчёт о литературной дискуссии, состоявшейся в июне 2022 года. Участники – студенты-филологи 3-го курса (преподаватель Майя Леонидовна Бедрикова, к. филол. н., доц. каф. языкознания и литературоведения (Институт гуманитарного образования).
Майя Леонидовна: – Здравствуйте, дорогие друзья, студенты-филологи 3-го курса! Здравствуйте, дорогие читатели сайта Литературного Клуба МГТУ им.Г.И.Носова «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»!
Задумаемся об очевидном: литературе примерно столько лет, сколько и письменности. Стоит ли беспокоиться о судьбе искусства слова в третьем тысячелетии? Что думают студенты-филологи об искусстве слова, о профессии филолога, которую выбрали?
Предлагаю обсудить проблему, которая волновала гениального поэта О. Мандельштама еще в начале прошлого столетия, ведь в статье «О природе слова» он обращался не только к современникам (А. Белому, В. Хлебникову), но и к потомкам, то есть к нам с вами. О. Мандельштам привёл точку зрения В. Розанова на филологию – только как явление домашнее, кабинетное.
Забегая вперёд, отмечу, что в наши дни филология стала неотъемлемой частью цифрового пространства, забыв о «кабинетном» рождении.
Мандельштам заглянул в наши 20-е годы ХХI века из своих 1920-х. Интересно! По Мандельштаму, культура напрямую зависит от филологии:
«Европа без филологии – даже не Америка; это цивилизованная Сахара, проклятая Богом, мерзость запустения. По-прежнему будут стоять Европейские Кремли и Акрополи, готические города, соборы, похожие на леса, и куполообразные сферические храмы, но люди будут смотреть на них, не понимая их, и даже скорее будут пугаться их, не понимая, какая сила их возвела и какая кровь течёт в жилах окружающей их мощной архитектуры».
Ключ к разгадке этой мысли Мандельштама в самой сути науки: филология – универсальное гуманитарное знание, которое взаимодействует с естественными языками (русским, английским, французским и др.) и искусственными (IT).
«Одна из главных задач человека – понять другого человека, не превращая его ни в поддающуюся исчислению вещь, ни в отражение собственных эмоций ‹…› Филология есть служба понимания, и помогает выполнению этой задачи» (С. Аверинцев).
Мы уверены, что предложенная тема дискуссии волнует всех, кто интересуется художественной литературой!
Итак, передаю слово модераторам нашего диалога!
ВЕРХОВЕНСКИЙ МЛАДШИЙ: Действительно, художественная литература и филология-«служба понимания» нередко опережают время именно благодаря писателям. Авторы произведений совершенно разных жанров предлагают уникальные авторские идеи. Однако, нельзя не заметить одну тенденцию, которая начинает набирать всё большие и большие обороты в наши дни – желание того или иного автора понравиться лидерам мнений (законодателям моды), то есть не вступать с ними в конфронтацию.
Писатели всё чаще стараются следовать принципу «пиши и говори то, что соответствует тенденциям, а не то, что нравится тебе самому». Почему же авторы всё реже заявляют свою точку зрения? И можно ли их винить в этом желании понравиться всем? Джоан Роулинг имела неосторожность высказать своё мнение касательно гендеров, что привело к бурной общественной реакции, несомненно негативной, после чего писательницу подвергли «культуре отмены». Это привело к очень серьёзным последствиям, которые будут преследовать её на протяжении всей жизни.
Что же делать писателю, когда один неверный шаг может полностью разрушить всю твою писательскую деятельность? Вопрос будущего литературы и сохранения слова зависит от честной позиции автора, его мужества, способности нести людям слово правды.
ANNA: В литературе огромное место занимают проблемы выживания, жизни и смерти, насилия, жестокости и т. п.
С одной стороны, многие авторы преднамеренно отражают пороки общества, чтобы люди осознавали свои ошибки и вносили необходимые исправления. Таким же образом они могут проецировать добродетели или подлинные ценности, чтобы читатели могли подражать им.
С другой стороны, литература представляет собой симуляцию человеческой деятельности. В образах писатели отражают свои представления о том, что люди думают, говорят и делают.
Что касается филологии, которую раньше называли интеллектуальным «домашним и кабинетным» явлением, то современная ф и л о л о г и я – это система знаний: языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография. Ясно, что для Мандельштама «филология» подразумевает не текстологию в узком смысле слова (не архивирование, комментирование, толкование древних текстов – весь «ремесленный» контекст филологической деятельности остается незатронутым).
Филология мыслится как форма социальности.
Итак, филология одновременно олицетворяет интимность, семейный очаг или идиллическое сообщество университетского семинария, и в то же время в современном мире она демаркирует границу между Европой и Азией, между цивилизацией и варварством.
Всю русскую историю Мандельштам воспринимал сквозь призму филологии, ведь отличительной чертой русской истории является исконная связь со словом.
Филология связывает слово и социум. Там, где эта связь прервана, наступает хаос. Коммуникация между внешней границей общности и внутренней сутью, необходимое взаимодействие между ядром и скорлупой орешка – вот что для Мандельштама начала 1920-х годов символизирует понятие филологии.
Майя Леонидовна: – Дорогие студенты, наш диалог вдруг перешёл в академическое русло.
Не забывайте о наших читателях сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»! Чтобы говорить ясно и популярно, последуем примеру Игоря Северянина – критика современной ему «критики»:
Прочтя рецензий тысяч двадцать,
Мне хочется поиздеваться (Эпиграф-экспромт)
….. Я улыбаюсь безмятежно
Успехам, ругани – всему:
Моё бессмертье неизбежно,
И я спокоен потому.
БЕЗКОРНЕЙ ЧУК-Й: Напомню всем участникам диалога, с чего мы начали в первой дискуссии (призвание писателя и материал для творчества), теперь мы обсуждаем тему будущего литературы во всех её аспектах.
Мы уже выяснили, что писать можно вообще о чем угодно: от атома до самой Вселенной, однако долго ли проживёт созданный писателем атом или вселенная, если даже сам атом можно низвести до небытия, просто-напросто прочертив границу между атомом, созданным вчера, и атомом, созданным сегодня.
На протяжение всей истории литературы её, бедную, рвут словно тряпку, одичавшие литературоведы. Всё им подавай упорядочить да систематизировать.
Литература античности существовала только до V века нашей эры, а потом…, а потом всё: нет античной литературы, потому что нет античности.
И попробуйте так провернуть с каждой эпохой, подарившей нам литературные памятники. Такими темпами скоро будут говорить о литературе первой трети XXI века как о литературном периоде блогеров и обиженных поп-звёзд!
И можно так продолжать, но вопрос: а нужно ли?
Дайте литературе волю самовыражения, не ставьте ей рамки, не выгоняйте её на конвейер «литературных вех», дайте же ей ЖИТЬ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ