Как стать профессионалом?
11 апреля 2019 г. в редакции сайта «Терра Литература» прошла встреча со студентом 3 курса («Русский язык и литература») Института гуманитарного образования Алексеем Маклаковым, Серебряным медалистом Национальной Олимпиады студентов «Я — профессионал» первого сезона 2018 – 2019 гг. и дипломантом второго сезона 2018 – 2019 гг. (по направлению «Педагогическое образование»).
Алексей вернулся из Сочи, где проходил стажировку в Образовательном центре «Сириус» в должности «Специалист по воспитательной работе» (куратор команды одарённых школьников).
Мы подготовили интервью специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА». Алексей ответил на вопросы литературного редактора, к. филол. н. Майи Леонидовны Бедриковой и Игоря Вильховского.
Майя Леонидовна: Уважаемый Алексей! Мы пригласили Вас в нашу редакцию по просьбе читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА». Многие наши студенты хотели бы больше узнать о том, как стать участником Всероссийской Олимпиады студентов «Я — профессионал». Вопросы качества образования (школьного, вузовского) очень актуальны в настоящий момент.
Алексей Маклаков: Благодарю Вас за приглашение! Вы правы. В наше время особенно актуален вопрос о социальных лифтах для молодых специалистов – профессионалов. Можно рассматривать их (социальные лифты) как часть образовательной политики нашего государства на всех уровнях реализации: школа, университет, выпуск и трудоустройство. Суть проста: каждый из нас, независимо от материального положения, возраста, социального статуса, места рождения имеет возможность реализовать себя во многих интересующих его сферах: продвижение общественно – значимого проекта, бизнес – стартап, формирование профессиональных компетенций, олимпиадное и форумное движение. Большой охват участников, прозрачная конкуренция, объективная оценка высоких результатов – вот ценности социальных лифтов. Достижения человека подкрепляется менторством от экспертов, стажировками в российских компаниях, грантовыми поддержкам, в общем – полный и стремительный карьерный трек. Сегодня в эпоху технологических прорывов, новых информационных технологий «человеческий капитал» — главное богатство нашей страны. Именно в неустанном труде каждого гражданина, его таланте, профессиональном и творческом потенциале, готовности действовать во благо общества заложено процветание нашей страны. С целью выявления, поддержки инициативных, амбициозных граждан Президентом России Владимиром Путиным в 2018 году была создана платформа «Россия – страна возможностей». Она объединяет кадровые, социальные и образовательные проекты со всей России, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху. Общая цель проектов — дать равные возможности, чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы.
Всероссийская многопрофильная Олимпиада «Я – профессионал» — один из 18 проектов платформы «Россия – страны возможностей». Она создана для выявления целеустремленных и талантливых студентов и выпускников российских вузов. Олимпиада проверяет профессиональные знания соревнующихся и позволяет им попробовать себя в будущей профессии. Поэтому задания разрабатываются экспертами ведущих вузов страны и крупнейших российских компаний и максимально приближены к реальным кейсам. Практические «бонусы от участия в Олимпиаде: возможно обратить на себя внимание работодателей – пройти перспективные стажировки в крупных российских компаниях, продолжить образование в магистратуре, аспирантуре или ординатуре, получив льготы на поступление. Золотых медалистов ждут и денежные премии: 200 тысяч рублей по треку «Бакалавриат» и 300 тысяч – по треку «Магистратура».
Не менее важным становится и включение в Национальную кадровую базу «Молодые профессионалы» — своего рода кадровый резерв молодых специалистов. Доступ к ней есть у HR-специалистов компаний-партнеров олимпиады. Они могут предложить финалистам стажировки, практики или пригласить на работу.
Несколько слов об условиях участия: побороться за призовые места могут студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также выпускники последних лет. Участие абсолютно бесплатное, не требует денежный вложений за участие.
Игорь Вильховский: Уважаемый Алексей! Расскажи, пожалуйста, о цели, специфике обучения в Сочи, о том, как проходили в «Сириусе» лекции по литературе. Каких авторов изучали? В какой форме преподносился материал? Какие ученые приезжали в Образовательный центр, чтобы прочесть курс истории литературы? Это интересно нашим читателям и всем, кто интересуется литературой, художественным творчеством.
Алексей Маклаков: Хотелось бы начать с того, что Образовательный центр «Сириус» создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры гор. Сочи по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.
В нём представлены следующие образовательные программы: «Наука», «Спорт», «Искусство» и «Литературное творчество».
Итак, я работал куратором одарённых школьников по направлению «Литературное творчество» – это образовательная программа для увлеченных русским языком и литературой школьников. Она предназначена для талантливых детей в области русского языка и литературы. Главная цель программы – помощь в развитии литературных талантов. Именно в процессе деятельности, за 24 дня рождаются новые филологи, литературоведы, писатели, издатели, редакторы литературных сайтов, литературные критики, популяризаторы чтения, менеджеры литературных проектов, а также будущие преподаватели литературы 21 века.
Обучение проводят ведущие педагоги страны, победители всероссийских педагогических конкурсов, учителя – авторы и разработчики уникальных предметных и междисциплинарных модулей, а также выдающиеся деятели российской литературы – практикующие писатели, издатели, журналисты.
В марте была программы по «Классической литературе». Ребята изучали произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама», Лирика. Н. В. Гоголя «Вий», «Ревизор», «Портрет», «Шинель», «Мертвые души» и лирику А. А. Ахматовой, «Поэму без героя», «Реквием». Образовательная программа была выстроена в соответствии с логикой литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Все школьники — участники программы в ходе занятий создают авторский текст, пишут отклик на литературный текст; слушают цикл лекций по классической литературе и культуре, становятся участниками мастер-классов и семинаров; участвуют во Всероссийском проекте «Школа волонтёров чтения», направленном на популяризацию чтению, разрабатывая и апробируя свой собственный уникальный читательский проект.
Основа обучения в Образовательном центре «Сириус» строится исключительно на инновационной модели образования. Преподаватели демонстрируют новые технологии в обучении –применяют различные форма коворкинга: «тренд – сессии» и «форсайт – сессии», лекториумы, «круглые столы» проектные мастерские, фестивальный проект «Текстолес» для всего направления «Искусство».
Такие форматы преподавании стимулируют познавательный интерес обучающихся: они становятся активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством.
Учёных приезжает очень много. Кто именно приедет читать лекции зависит от того, чему посвящена образовательная программа в том или ином месяце. Вот мартовская образовательная программа была посвящена изучению Классической литературы. Среди приглашённых лекторов, спикеров – следующие имена:
- Сухих Игорь Николаевич — профессор СПбГУ, доктор филологических наук;
- Друговейко-Должанская Светлана Викторовна Преподаватель филологического факультета СПбГУ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии Российской академии наук, член Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурге, научный руководитель портала «Грамма.ру», председатель экспертной комиссии Тотального диктанта в Санкт-Петербурге Азбель Анастасия Анатольевна — Доцент СПбГУ, кандидат психологических наук;
- Пугач Вадим Евгеньевич — Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, член союза писателей РФ;
- Ровинская Мария Михайловна — Заместитель руководителя школы филологии ВШЭ;
- Галактионова Татьяна Гелиевна — Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук;
- Кучина Татьяна Геннадьевна — Доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, председатель ЦПМК по литературе, почетный работник сферы образования Российской Федерации;
- Научным руководителем программы является Казакова Елена Ивановна, профессор СПбГУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО.
М.Л.Бедрикова: Алексей, ваш рассказ очень интересен! Как участник проекта и куратор одаренных школьников вы обрели поистине бесценный опыт профессионала, педагога- организатора. У наших читателей могут возникнуть конкретные вопросы о процедуре прохождения всех этапов Всероссийской многопрофильной Олимпиады «Я – профессионал».
Алексей Маклаков: Участником Олимпиады стать достаточно просто. Процедура регистрации не замысловата: с середины сентября по середину ноября начинается период заполнения заявки на офиц. сайте Яндекс.Профи. и выбор направления (специальности) участия. Параллельно, на сайте публикуются обучающие вебинары по развитию «гибких навыков». Информация полезная, так как soft — skills признаны многими рекруторами компаний как компетенции будущего. Будут публиковаться и вебинары того направления, который выбрали Вы. Они помогут Вам приготовиться к написанию онлайн – теста на предстоящий отборочный тур.
С конца ноября начинается отборочный этап. Состязания отборочного этапа проводятся дистанционно. В конце декабря публикуются результаты отбора. Участники, успешно справившиеся с заданиями, проходят в заключительный этап.
В марте этого года проводился очный заключительный этап в крупных вузах по всей стране. Предварительно финалисты могут выбрать территориально удобную площадку для участия в состязаниях.
Дальше – самый трудный период. Ожидание результатов. Подведение итогов происходит в конце марта — начале апреля. На сайте публикуются итоговые результаты олимпиады. В личных кабинетах участников появляются статусы дипломантов; становятся доступны к скачиванию сертификаты участников или дипломы медалистов, победителей и призеров олимпиады.
Игорь Вильховский: На сайте «Терра Литература» мы стараемся знакомить наших читателей с самыми интересными событиями литературной жизни МГТУ им. Г.И. Носова, Магнитогорска, региональными и общероссийскими новостями.
Алексей, большое спасибо за интересную беседу! Желаем тебе дальнейших творческих побед! Мы будем рады встретиться вновь на сайте «Терра Литература»!
Алексей Маклаков: Спасибо Вам за пожелания и, конечно же, интересные вопросы, Игорь и Майя Леонидовна! До новых встреч!
Полезные источники:
1) Сайт Образовательного центра «Сириус» https://sochisirius.ru/
2) Олимпиада «Я – профессионал»: https://yandex.ru/profi/
3) Социальная сеть о литераторах «Сириуса»: https://vk.com/niichavo
4) Официальный сайт проекта «Россия – страна возможностей» — https://rsv.ru/