Научные чтения «К 90-летию города Магнитогорска (1929). К 90-летию рабочего литературно-художественного журнала «Буксир» (1930-1932)»
«От литературной бригады «Буксир» (1930) («За Магнитострой литературы», 1933-1936), объединения рабочих авторов «Братство у железной горы» – к литературным объединениям 2010-х годов».
30 октября 2020 г. Лаборатория народной культуры (ЛНК) провела Научные чтения, посвященные 90-летию первого литературного объединения в истории легендарной Магнитки – литературной бригады «БУКСИР» (1930).
«ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» представляет читателям сайта репортаж об этом знаменательном событии в культурной жизни Магнитогорска, Уральского региона и России. На конференции Литературный Клуб «Терра Литература» представляла к. филол. н., доц., литературный редактор Майя Леонидовна Бедрикова.
Слово Татьяне Ивановне Рожковой – доктору филол.наук, проф., организатору конференции:
– Дорогие участники! Сейчас мы открываем наши Научные чтения, приуроченные «К 90-летию города Магнитогорска (1929). К 90-летию рабочего литературно-художественного журнала «Буксир» (1930-1932)»! Перенесёмся мысленно в далёкое время – осенние дни 1930-го года, обратимся к истории рабочей поэзии Магнитки – важной теме для нас, потомков, современников XXI в. «Выработана рубашка жизни для города», определяющая образ жизни горожан. Люди, о которых сегодня мы будем говорить, чьё творчество мы будем анализировать, рассчитывали на нашу память.
– Троицкая Н. Г., ст. научн. сотрудник лит. отдела МИКМ – музея-кватиры Б. Ручьева. Тема доклада: «Макаров Василий – основатель литературной бригады «Буксир»».
«Василий Макаров – основатель литературной бригады «Буксир». Это родоначальник магнитогорской литературной школы. Из биографии: член редакционной коллегии газеты «На смену» (1929, Свердловск). 7 авг. 1930 г. женился, приехал на Магнитострой по направлению партии. Магнитка в 1930-м году – сплошная строительная площадка.
Василий Макаров сплотил творческую молодежь из энтузиастов — первостроителей. Литературная Бригада «Буксир» вначале была небольшой. Организовывались творческие вечера, чтения в бараках и, конечно, было общение в творческой среде. Макаров верил, что «Буксир» помогает строить Магнитку. Стремился к высоким целям (строительство социализма), был романтиком и мечтателем, могущим поступиться своим комфортом ради общего блага. Его рукописи, учитывая лишь начальное образование (3 класса),написаны каллиграфическим почерком, грамотно. Важная деталь экспозиции – «Энтузиастам плотины».
В 1933 г. В. Макаров принял участие в работе Уральского пленума Союза советских писателей (Союз организован в 1932). Литературная группа из 24-х чел. в тот период явилась крупнейшей литературной организацией Урала, численность которой позже возросла до 100 чел. За 3 года в литературной бригаде «БУКСИР» выросли такие таланты, ставшие знаменитыми советскими писателями, как: Александр Авдеенко («Я люблю»), Борис Ручьев («Вторая Родина»). Самые лучшие поощрялись – им были выданы премии и ценные подарки.
В страшные годы «ежовщины» Василий Макаров был арестован. Жену и дочек выселили из квартиры. От жены требовали признаний, что муж – «враг народа». 10 янв. 1938 года состоялся Суд. Приговор – «высшая мера наказания».
– Орлова Н.М., главный библиотекарь МБУК «Объединения городских библиотек», филиал №5 «Библиотека семейного чтения». Тема доклада: «Хроники строительства института пролетарской культуры Магнитостроя».
«1930-й – дата рождения магнитогорской литературы. Василий Макаров навечно в этой истории – он признан учителем и наставником молодежи Магнитки.
В рабочем литературно-художественном журнале «Буксир» (1931) публиковались статьи о жизни строящегося города. Литературная организация (бригада) при журнале была связана с литературной жизнью большой социалистической страны, продолжившей традиции великой русской классической литературы. В 1930-е годы Максим Горький внимательно следил за работой литераторов на Магнитострое. Тираж первого номера составил 10 200 экз. [Ред. «Терра Литература»: Известно, что на Магнитострой привозили разнообразную прессу – советские и иностранные издания].
Мир интересовался Магниткой: в 1931г. журнал «Буксир» был известен и популярен, не был ежемесячным изданием. Тиражи огромные. Позднее уже в литературную бригаду им. Горького пришел Константин Мурзиди и др. аторы «Буксира».
В 1931 году журнал переименован – «За Магнитострой литературы!».
Лозунг эпохи – «Время, вперед»! В1931 в центральном журнале «Новый мир» опубликован очерк В. Полонского «Магнитострой», а в 1933 г. был издан роман-хроника Катаева «Время, вперед!».
– Рожкова Т.И., зав. ЛНК НИИ ИАФ «МГТУ им. Г.И. Носова», доктор филол. наук, профессор. Тема доклада: «Как стать писателем: к истории «кабинета рабочего автора» пролетарской Магнитки».
[Ред. «Терра Литература»: Проф. Татьяна Ивановна Рожкова проанализировала Дневник первостроителя Магнитогорска Николая Путалова в аспекте: повседневная жизнь первостроителя Магнитогорска, рабочего корреспондента, автора Дневника].
«Современный исследователь Евгений Добренко, автор работы «Великий перелом советской литературы» высказал мысль: на рубеже 1920-30-х годов шла работа по организации Союза советских писателей. Писателей «нового типа» планировали взращивать из пролетариев. Николай Путалов, дневник которого мы изучаем, хотел оставить для потомков личное свидетельство об эпохе. Несмотря на свои знания, образованный человек-интеллигент на магнитогорской стройке таскает кирпичи и работает десятником. Через «кабинет рабочего автора» у авторов появлялись привилегии: быть принятым жизнью, обрести личный смысл происходящего…Записи подтверждают мысль Е. Добренко об идеологической схеме, внедряемой в жизнь: «Покорение – перековка – преображение».
– Постникова Е.Г., вед. научн. сотрудник ЛНК НИИ ИАФ МГТУ им. Г. И. Носова д-р, филол. наук. Тема доклада: «Поэма Б.А. Ручьева «Полюс»: к истории текста».
[Ред. «Терра Литература»: Проф. Екатерина Георгиевна Постникова проанализировала неизвестную поэму Б.Ручьева «Полюс» в аспекте: текстологическое исследование, реконструкция первого варианта текста поэмы].
Весной 2018 года найдена тетрадь, исписанная мелким почерком. Перед нами единственная рукопись поэмы Бориса Ручьева «Полюс». Вероятно, оставлена автором на хранение у поэтессы Н. Кондратковской, когда Ручьев в 1957 году вернулся в Магнитку из сталинских лагерей.
Текст поэмы представляет особую ценность для истории «лагерной литературы». Текст выступает документальным свидетельством событий массовых репрессий в СССР периода культа личности Сталина.
Молодой поэт в ситуации ареста и лишения гражданских прав осуществляет экзистенциальный выбор. Фактор — оторванность от Родины. Теперь он лишен права даже на советские ценности. Оказался в маргинальном обществе, чуждом ему. Права утрачены: зона – «остров между мирами». Он не «враг народа», Б. Ручьев пишет, что случайно попал в казематы, это несправедливо. Колыму и Остров называет «своими», то есть он принял случившуюся с ним трагедию как «новую реальность». Герой попадает туда, где говорят на арго: «…рты как язвы».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Артефакты фондов историко-краеведческого музея из коллекции поэтов-первостроителей». Автор: Наталья Григорьевна Троицкая.
«Музей-квартира Б. Ручьева – это особое место, музей мемориальный. Экспонаты: есть общие тетради, записные книжки, ручки Бориса Ручьева.
Коллекция Людмилы Татьяничевой: подарила свои личные вещи — шляпки. Она следила за модой, была «законодательницей моды на Магнитострое. Вот её печатная машинка, парадный костюм.
Представлены личные вещи поэта Александра Лозневого, автора многих поэтических сборников и романа о Великой Отечественной войне. Поэт и прозаик дожил до 94-х лет. Есть в его экспозиции пластинка, погоны, прибор для прицеливания артиллеристами.
В экспозиции поэта Михаила Люгарина нет ценных экспонатов.
Все предметы «отсортированы» по коллекциям их владельцев».
– Бедрикова М.Л., кандидат филол. наук, доцент кафедры Языкознания и литературоведения (Институт гуманитарного образования), МГТУ им. Г.И.Носова. Тема доклада: ««Город и семья в миниатюре»: поэт А. Павлов о феномене литературного объединения в Магнитогорске».
«В отличие от предыдущих докладчиков, я занимаюсь современной литературой. Материал, посвященный литературным объединениям Магнитогорска 1930-2010-х, в истории литературы – уникальный случай. Год 2019 был важным: как литературовед, я должна была сказать о моем городе, истории его культуры, о том, чему была свидетелем (на протяжении жизни и профессиональной деятельности).
История молодежных объединений мало исследована. Это особое явление в моногородах. В Магнитогорске литературное творчество никогда не было делом интеллектуалов, эстетов. Людям рабочих профессий хотелось проявить себя в творчестве и получить достойное образование. Творческие объединения (ЛИТО) создавали «живительную среду» в процессе формирования «городской среды». В разные годы, кроме А.Павлова, этими объединениями также руководили: Б.Ручьев, Н.Кондратковская, Ю.Костарев, Р.Дышаленкова, Ю.Ильясов, О.Хандусь, С.Рыков.
Признак данной формы – привязанность к определенному периодическому изданию – газете, издательству, а также альманаху и др. В «Малой литературной энциклопедии «Русская литература сегодня» указано, что в нашей стране зарегистрировано на начало 2010-х годов 131 творческое объединение. К сожалению, в словарные статьи данного издания не попадают такие маленькие «ячейки», как молодёжные литературные объединения.
Известный магнитогорский поэт, руководитель литобъединения «Магнит» при газете «Магнитогорский металл» (на протяжении последней трети ХХ века и до 2011 года), Александр Борисович Павлов (1950-2011) настаивал на особенной нише литобъединения в жизни города. Это первое.
Второе: А.Павлов настаивал также на возможности сосуществования таких близких форм, как «клуб», «собрание».
Третье: он, как руководитель, применял к ЛИТО «Магнит» определение «магнитогорская литературная школа». Отметим, что под литературной школой можно понимать и «уральскую поэтическую школу». Безусловно, можно говорить и о традиции: о связи разных поколений одной литературной школы. Речь идёт о восприятии и передаче от старших к младшим – нравственно-эстетических принципов литературных предшественников – от 1930- годов и далее – всех, кто был и есть биографически связан с историей Магнитостроя и подвигом его первостроителей.
Литобъединение не обязывало участников присутствовать на всех занятиях. В одном классе были и ученики, и учителя. А.Павлов считал «Магнит» клубом по интересам. Моделировали культурную ситуацию: содружество единомышленников в моногороде, создавали тёплую атмосферу семьи.
Так обеспечивалась публичность во время выступлений новичков перед опытными творцами. Это было ответственно. Разворачивались настоящие битвы – «поэтические состязания».
В ходе разборов стихотворений подчас обнаруживались редкостные «жемчужины», такие таланты, как Владимир Чурилин, Лидия Павлова и многие другие, подготовленные в магнитогорских литературных объединениях разных лет.
История молодёжных литобъединений отражает историю нашей страны. Так, период 1970-80-х может быть назван литературно-критическим этапом. Магнитогорское литературоведение осмысливало опыт городской магнитогорской поэзии. Велика заслуга Леонида Александровича Заманского, профессора, заведующего кафедрой советской литературы МПГИ.
В 1990-2000-е гг. огромная работа по исследованию поэзии Магнитогорска была проделана коллективом преподавателей и литературных критиков (Т.А.Таянова, Н.Л.Карпичева, М.Б, Баландина) Лаборатории литературоведческих исследований (руководитель Майя Михайловна Полехина – доктор филологичеких наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы ХХ века). В рамках деятельности этого коллектива в Магнитогорске регулярно проводились «Ручьевские чтения» – в течение 1970-2011 гг. до 2011 г. издавались сборники статей «Ручьевские чтения».
См. также:
[Ред. «Терра Литература» рекомендует статью: Бедрикова М.Л. О МОЛОДЕЖНЫХ ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯХ МАГНИТОГОРСКА 1930‒2010-х гг.: «ГОРОД И СЕМЬЯ В МИНИАТЮРЕ». Гуманитарно-педагогические исследования. 2019.Т.3. №3. С.46-57].
Материал подготовила: участник конференции – литературный редактор сайта «Терра Литература» к.филол.наук, доц. Майя Леонидовна Бедрикова.