Browse By

Моя армейская Одиссея, или Дом, где меня нет (Часть шестая)

«Моя армейская Одиссея, или Дом, где меня нет» (Часть шестая)

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая



Суета позади. Жизнь потихоньку входит в привычное русло. С утра пришел приказ о  распределении. Простились с казармой, с сержантами и лейтенантом (особо) – с теми, с кем почти сроднились.

 «Штирлиц! А вас я попрошу остаться…»

 Всё произошло неожиданно. В клубе собрались «срочники», завершившие своё обучение. Стали ждать. Часам к трём подошёл капитан из  разведки. Я был наслышан о ней ещё в К… О разведке ходило немало слухов,  разнообразных небылиц, россказней. Служба разведчика сопряжена с опасностью, вокруг разведки всегда – ореол романтики и таинственности. «Я б в разведчики пошел… М — да…» — вспомнились строчки. Пока я  ожидал дальнейшего развития событий, в моём воображении то и дело всплывал образ легендарного Штирлица – подготовленного, образованного, смелого, в общем, того самого. Наверное, в минуты и часы ожидания в клубе каждый из нас кем — то себя представлял: доблестным десантником или артиллеристом, или… Тем более Штирлицем! Кто ж не захочет стать кем-то, хотя бы отдалённо его напоминающим? Понятно, для начала придётся подучиться на рядового разведчика, а уж потом… На этом самом месте серьёзных размышлений о предстоящей военной «карьере» мои мысли – «мои скакуны», можно сказать, унеслись вдаль, подобно гоголевской «тройке». Моё лицо озарялось блаженной улыбкой – сидевший рядом «однополчанин» (на всякий пожарный) легонько толкнул меня под бок, полагая, что я  чуток задремал – не ко времени. «Да, такие великие разведчики, как Штирлиц, рождаются раз в сто лет, они уникальны и неповторимы!» Затем я спохватился, что на дворе  давно уже новый ХХI век, и вернулся к мысли повторить подвиг героя и кумира миллионов любителей фильма «Семнадцать мгновений весны», как вдруг…

В ту самую минуту, когда агитирующий солдатскую «массу» капитан – разведчик вдохновенно говорил (в основном сам себя расхваливал), в зал вошли новые действующие лица: тройка в маскхалатах – его славные подчинённые. И вот тут меня неприятно озарило: возмущению моему не было предела, очень уж обидно стало за поруганные идеалы! Чтобы читатель понял причину пережитого мной «шока», необходимо небольшое пояснение. Дело в том, что на территории «бригады» периодически происходили нарушения общего распорядка: одного схватили, когда он через забор возвращался из  «самоволки»; другого – за то, что на несколько минут опоздал из увольнения; третьего – за то, что направлялся из чайной в казарму, хотя должен был дежурить и т.д. Немало было новичков, да и не только их, пострадавших за небольшие «шалости». В конце концов, человек остается человеком  в любых условиях! Люди не ангелы! В общем, претензий накопилось изрядно. Среди этих капитанских подчинённых «молодцов» мы сразу узрели тех самых, что хватали нашего брата «на месте преступления».

Какие же они разведчики? Впору назвать их «заградотрядовцами» – очень уж мерзкие делишки проворачивают! По мне, так к разведке они не имеют никакого отношения – сплошной позор, как для профессии, так и для нас, «срочников». Гордо носят имя «разведчика», не имея на это морального права – срамота да и только!

Закончив «гимн разведке и разведчикам», переполненный гордости, капитан заявил, что из нашего числа намерен выбрать лучших для пополнения состава славного подразделения. «Свят, свят, свят, сгинь нечистая! не было печали… больно нужно заниматься таким», – промелькнуло в голове. Один из «маскхалатов» подал своему командиру папку, из которой капитан извлек несколько личных дел. Прозвучали фамилии. Названные «счастливцы» строем последовали за разведчиком.

Сначала мы сидели тихо, как мыши, переглядывались и улыбались, но стоило «разведчикам» уйти, как зал разразился смехом. Смеялись не над мероприятием, нет! Народ потешался над теми, кого капитан отобрал в качестве «молодой смены». Попробую описать облик будущих разведчиков. Понимаю, что меня и самого в ту пору несложно было назвать дистрофиком, но эти … О троих из пяти «лучших» в народе принято говорить «метр с кепкой», двое других ростом были чуть повыше. Все, как на подбор, тощие, лысые! Толстенные «стекла» (очки) у двух претендентов также вызвали язвительные смешки в зале. Хохотали не над «деталями», а над самим общим видом «агентов 007».

Такой вид бывает у старых, измученных жизнью попугаев: вылезшие перья –  залысины, грустные глаза – этакая «синяя птица» на пенсии. Ну, что тут можно сказать? «Знакомство», а тем более «женитьба по фото» – дело рискованное. В общем, остаток дня прошёл в клубе весело: бесконечно обсуждалось случившееся, смеялись, кое-кто даже  пытался представить «в лицах»  Действо по набору лучших в агентуру. В памяти остались чудесные сценки и образы. Народ с удовольствием фантазировал на тему  новых служебных обязанностей «агентов». Особенно убедительно, просто здорово звучала популярная цитата из «Семнадцати мгновений» в исполнении одного моего армейского друга, напоминавшего Мюллера: «Штирлиц! А вас я попрошу остаться… 

PS. Напрасно минувшим днём мы простились с казармой и нашим бравым лейтенантом – тем же вечером мы к ним вернулись.  

«Мы вас не ждали, а вы – припёрлись!»

Наутро «распределение» повторилось. На этот раз из штаба пришёл военный чин с документами и поделил собравшихся на две части. Первая часть направлялась в пехоту, а вторая в зенитное подразделение. Нам неслыханно повезло! Возможно, деление происходило чисто механически: штабист взял несколько дел сверху – и готово, все, с кем я начал свои «мытарства» еще в К…, оказались в одном подразделении. Нас направили в зенитный дивизион, с чем и поздравили.

Некоторое время мы были предоставлены сами себе… То в одном, то в другом конце зала слышался смех, обрывки анекдотов, в основном, про армию. На волне всеобщего оживления очередь дошла и до нас. В приподнятом настроении мы направились к казарме зенитного дивизиона. Там и выяснилось: «срочников» здесь особенно — то не ждали. Штабист разразился громом и молниями, дневальный просто попался ему под горячую руку! Как только «громовержец» стих, дневальный смог вставить слово. Оказалось, о нашем появлении никого не оповещали, а сам дивизион, включая офицерский состав, находился «на стрельбище» – в полях. В коридоре казармы остались мы, дневальный и абсолютно растерянный старшина. На лице старшины читалось следующее: «МЫ ВАС НЕ ЖДАЛИ, А ВЫ – ПРИПЁРЛИСЬ».

Операция «Гусь»

«Немая сцена» встречи профессионалов с «пополнением» продолжалась минут пятнадцать, затем старшина быстрым шагом ушёл вглубь казармы. Вернулся минут через десять, когда  вполне пришёл в себя. Он отвел нас в каптёрку и указал на угол: «бросайте все вещи сюда». Затем на хлипкую дверь каптёрки был навешен огромный амбарный замок. Мы разошлись по кубрикам.

Весёлое безделье длилось недолго. Через несколько минут мы были уже построены перед казармой. Старшина что-то спросил у дневального. Прохаживаясь перед строем, он поставил перед нами «боевую задачу»: «Сейчас вы отправитесь за казарму, где вами будет выполняться боевая задача под общим названием операция «Гусь», цели которой узнаете на месте». После чего, таинственно улыбнувшись, он передал нас сержанту – помощнику.

Таинственность натурально развеялась через полчаса, когда за казармой, сидя в густых зарослях высокой травы, мы гоготали, как сумасшедшие. И было от чего! Операция под кодовым названием «Гусь» шла безо всякого покрова таинственности: сидя на корточках, просто ползая на коленях, мы выпалывали сорняки на площадке  спортивного городка. Ещё веселей пошла Операция «Репка»! В качестве «репки» выступали гигантские сорняки – переростки. Вскоре мы и сами стали напоминать травяные заросли – цветом и видом. Оценив проделанную работу, старшина довольно «крякнул» и объявил : «Продолжаем массированное наступление и подходим к финальной части операции «Гусь»! Успеть необходимо до ужина». Вместе с сержантом мы вновь пошли в наступление – врукопашную.

Ну что тут можно сказать? Наступление увенчалось успехом! А мы гоготали, как гуси, почти до самого ужина. Как раз к  финальной части операции подоспел старшина с плащ-палатками и граблями. «Обалдеть! к концу дня появился инструмент, а мы — то считали, что он в дефиците», – загалдели «гуси». К вечеру боевая задача под общим названием операция «Гусь» была успешно завершена.

О «шикарных» размерах (короткая вставная новелла)

В суете я совсем позабыл рассказать о том, как вышел из непростой ситуации с неподходящей мне по размеру формой. С «кителем» я так и не смог ничего сделать (перешивать замучаешься), поэтому решил присборить лишнее на спинке – получилось совсем не плохо. В таком кителе с «амортизирующей спинкой» стало комфортней «паковаться» в КАМАЗ. Ездим-то, как шпроты в банке, бьёмся спиной то о доски, то о железки…

С длинными, не по росту, штанами я расправился ещё быстрей. Недолго думая, пустил «лишнюю» часть  на импровизированные портянки. Получилось очень даже хорошо! Сначала были некоторые неудобства, но потом приспособился.

С обувью тоже все вышло замечательно. В тот же день, как попали в подразделение, я обменял большой размер на меньший у одного «дембеля».

На следующий день с утра погрузились и отправились «в поля».

PS. Конечно, после проведённых «обменов» лучше я выглядеть не стал, но, в любом случае, жить стало легче и веселей.


Николай Соловьёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *