Browse By

Новый выпуск (24) ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА».

Отрывок из повести «Хлыновск» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) – выдающегося живописца, графика, театрального художника и писателя. В главе седьмой – чудесные воспоминания писателя о раннем детстве, проведенном в старинном русском городке на берегу Волги.

Рекомендуем для семейного чтения!

Присылайте оригинальные высказывания детей на «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»! Мы с удовольствием их опубликуем! 😉

РОЖДЕНИЕ

(в сокращении)

                                                                                      ПЕТРОВ-ВОДКИН К.С. Две повести:

                                                                                               Хлыновск; Пространство Эвклида.

М.: Книжный Клуб Книговек,2016. — 632 с.

                                                                                     .

 

Вспоминаю людей, окружающих моё детство: Андрей Кондратыч запомнился мне как один из самых живых людей. <…> В его задачу входила роспись колыбели. Старик синим и красным карандашом на бумаге придумывал узоры… А  дядя Ваня мастерил саму колыбель.

На рассвете, зимой и летом, возвращался он с караула со своими «палочками-смекалочками» из «аряй-маряйного дерева». Эти палочки действительно были замечательны, может быть, и вправду говорил о них Андрей Кондратыч:

— Годик сушены, да годик струганы, да годик глажены.

Только на ощупь они уже давали ощущение драгоценного плотного дерева. Древесный фибр разбегался по ним в орнаментальной закономерности. Позднее я мог найти сходство и сравнение этих жизнью обработанных струек дерева с подобными на деках старинных скрипок. В висячем положении палки давали вибрирующий звук, средний между звоном и пением на грудных нотах. Тональности длинной и короткой палок были сгармонированы. Короткая была толще длинной. Изменение мелодийности достигалось положением палок в руках по их длиннотам.

С младенческих неспокойных снов, вероятно, запомнилась мне музыка этих палок.

Завозишься в колыбели…на просвете темнеют кресты оконных переплётов… Страшно младенцу, плач подступает к горлу… В это момент ударит Кондратыч палочками-смекалочками – и кончены все страхи, мой аппарат зацепился за жизнь и звучал с ней в унисон…

— Сон-то у вас, соседушки, сладкий от Кондратыча стуканья, — говорили соседи…

После обеда Контратыч принимался за своё любимое: из киота вынимались цветные составы собственной изготовки, гусиные перья и бумага.

— Это я как бы себя в порядок собираю баловством этим. Тут и сон и явь, землёй хожу, водою вплавь… Небесами лечу, а голову не сверчу…Чего не повидаю, чего ни разузнаю, — говорил Андрей Контратыч, как обычно, прибаутками о своем занятии.

Вижу такую картину. Корабль, оснащённый на все мачты, плывет морем. Пена волн доплёскивает до бортов. Это океан – море Египетское. Далеко по горизонту земля цветущая, ходят по ней люди индейские. Туда корабль путь держит, да путь труден. Корабельщики толкутся, снуют по палубе…И вот из глубины морской, разрезав волну, выскакивает фараон-рыба, голова девья, и впивается в несчастное судно. И спрашивает хищница: «Когда, корабельщики, конец света наступит? Ой, измучилась я, фараон-рыба, ожидаючи!»

…Надо ответить корабельщикам: «Вчера», иначе судно погибнет. Если скажут «вчера», то останутся живы. И тогда рыба всплеснёт хвостом, взвоет страшным голосом и нырнёт в воду…

Первая для меня встреча с чистым народным стилем в графическом выражении была на этих рисунках Андрея Контратыча, этого несомненного художника народных толщ с их эпичностью, юмором, провидчеством и положительным пониманием жизни.

Контратыч расписал колыбель одним «небесным колером», развернув его во всех нюансах.

— Цветики небесные, которыми земля держится и не колеблется. – Ни одного предметного названия не было в росписи, — только разумнейшее чередование цветовых элементов и их ритмика.

…Но что делало в моих глазах волшебником этого мастера, так это извлечение из чернил и бумаги образов, ни в коей мере в них не заложенных. Меня поразила тайна претворяемого в них материала. Чудесность, с которой выливались на бумагу изображения людей, зверей, цветов, земли и воды, была для меня удивительной!

Выпуск 24 подготовила: Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *