ОБ ОДНОМ ИНТЕРВЬЮ. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КРУПИН
В начале 2018 года я прочла замечательное интервью Инны Воскобойниковой – Вороновой с Владимиром Николаевичем Крупиным (р.1941) – русским писателем-классиком ХХ века, одним из «деревенщиков» (В. Распутин, В. Белов и др.) Личность В.Н. Крупина поразила меня.
Благодаря интервью Инны Воскобойниковой – Вороновой (наша землячка, поэт, член Союза писателей России, 2003), я узнала нового для меня современного русского писателя, автора «деревенской прозы» Владимира Николаевича Крупина. Поразил масштаб его личности! Великолепно образован, внутренне спокоен, в своих ответах – чёток, ясен, по-русски добродушен – таким мне представляется Владимир Николаевич. Хотелось бы поделиться своим впечатлением от прочитанного.
В самом начале беседы с И. Воскобойниковой – Вороновой В.Н. Крупин предстает как человек, много испытавший в жизни, много знающий. В советское время он руководствовался не партийными указаниями, но своим умом, обрел славу великолепного писателя уже в семидесятые. Интересно, что Владимир Николаевич своей духовной родиной считает не Москву, а родной город Вятку: ощущает себя вятским писателем, православным человеком, деревенским жителем (пребывание в столице всегда воспринималось как командировка). В историю отечественной литературы В.Н. Крупин вошел как автор повестей «Живая вода» (1980), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991), «Крестный ход» (1993). В его произведениях встречаются и духовные стихи, и глубоко верующие герои. О православной направленности творчества говорят названия произведений: «До вечерней звезды», «Сороковой день», «Вербное воскресенье». Когда читаешь произведения В.Н. Крупина, то ощущаешь, что в религиозной тематике писатель ненавязчив, он постоянно чувствует, что находится под защитой Бога, — это для него главное. Приход писателя – «деревенщика» в православие закономерен: в юности он желал быть с Богом, посещал храм открыто (что для публичной личности советского времени необычно).
С детства В.Н. Крупин был уже приобщен к вере. Он видел дома старинные иконы, затем стал посещать церковь и постепенно пришел к Богу. Официальный атеизм современников не смог повлиять на мировоззрение Владимира Николаевича, скорее, еще больше утвердил его в правильности выбранного пути. Вероятно, этот человек недюжинного литературного дарования, столь редкой доброты и высокой морали не мог не прийти к православию. Бог для него – олицетворение всего чистого и светлого.
Материальные блага для писателя второстепенны. Современный земной мир видится В.Н. Крупину АДОМ на начальной стадии – ведь люди стали приложением к дорогой вещи…
Читая интервью, я размышляла о том, насколько глубоко писатель знает российскую действительность, русский национальный характер. Он как настоящий русский писатель с восхищением пишет о вере, о Боге, честен перед собой и перед людьми. Это тип правдоискателя – «правдоруба». Очень большое впечатление также производят высказывания В.Н. Крупина о любви: писатель верен своей единственной любимой женщине и не устает произносить слова восхищения и любви в ее адрес.
Поражает читательский кругозор Владимира Николаевича, очень глубоко знающего русскую и зарубежную литературу! Он благодарит родителей за то, что в детстве приучили его к каждодневному труду, к чтению классических произведений.
В.Н. Крупин раскрывается в интервью как очень сильная, цельная личность. Это честный, скромный человек.
Необходимо, чтобы о Владимире Николаевиче Крупине, его личности и творчестве, вкладе писателя в историю отечественной литературы знали все читатели. Я благодарю автора интереснейшего интервью за встречу с русским классиком и желаю Инне Воскобойниковой – Вороновой творческих успехов в написании книги «Вятский жаворонок» о жизни и творчестве В.Н. Крупина!
Ольга Морозова
Великолепный материал, как обычно, мне очень понравилось. Как только появляется возможность зайти в интернет, первым делом проверяю ваш сайт — не вышла ли там новая статья. Вы — огромные молодцы! Спасибо, приятно видеть, что в сети ещё можно найти что-то действительное стоящее!