Полуночники — Духи ночи
Полуночники- Духи ночи
Любите ли вы полуночничать? Побродить по опустевшим улочкам или насладиться тишиной, стоя на балконе или сидя на террасе и вглядываясь в темноту летней ночи, зачитаться интересной книгой или «зависнуть» в интернете, а может, поработать до поздней ночи или посвятить ночные часы себе, заняться любимым дело, хобби, когда весь дом спит и вас никто не беспокоит – любите? Если да, то вы, как и я, – настоящий полуночник. А задумывались ли вы, что означает это слово?
Толковый словарь С.И. Ожегова дает такое значение: «полуночник – тот, кто полуночничает». Ушаков Д.Н. уточняет в своем словаре: «тот, кто поздно ложится спать, до поздней ночи сидит, бродит или работает по ночам». И только В. Даль дает отличное от других толкование этого слова: «полуночник – род домового, который в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам» — «Чу, полуночник прошел!».
Наши предки день связывали с понятием солнца, света и добра, а ночь считали временем разгула нечистой силы. Но верный своей традиции народ связывал с понятием дня не только светлое и доброе. По поверьям многих народов, временные «рубежи» — полночь, полдень, закат – порождают и активизируют множество опасных духов, среди которых – полуденники (полудницы) и полуночники.
Полудница — полевой дух – девушка в белом платье, с длинными волосами или страшная косматая старуха. Она пугала работающих в поле, могла свернуть шею, похитить оставленного без присмотра ребенка. Дух полуночи – полуночник — род домового, который в полночь может наяву показаться людям. Охранить от полуночников могло особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы.
Стоит отметить, что полуночники – это не единственные и не самые опасные ночные «порубежные» духи. Ночь в мифах, по словам А.Н. Афанасьева, отождествлялась с мрачными тучами и называлась черной коровой: «Черная корова весь мир поборола (усих людей поколола)». Именно это олицетворение в образе черной коровы в дальнейшем сблизило ночь со смертью, поскольку последнюю также часто представляли в образе черной коровы. Сближение со смертью в мифологическом сознании наших предков способствовало восприятию ночи как времени недобрых замыслов и деяний, страхов и кошмаров, персонизации которых породила всевозможную нечисть.
Бабай — злой ночной дух, живущий в зарослях камыша; по ночам ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес уносит.Дрема — ночной дух в образе маленького человечка или доброй старушки с убаюкивающим голосом. Он приходит к детям, закрывает им глаза перед сном, а взрослым навевает кошмары. Бессоницу могли вызвать ночницы, а непрекращающийся ночной крик и плач – криксы-вараксы и криксы-плаксы. По ночам в доме хозяйничают домовой с домовихой, в бане можно повстречать кровожадного банника, а в овине – овинника. По улицам по ночам носятся, поражая всех, кто выходит из дома, навьи – загробные духи, духи смерти, духи умерших иноплеменников, насылающие болезни на людей и домашний скот, а также стихийные бедствия. И самые знаменитые в этой череде нечистых духов — упырь или вампир и оборотень или волкодлак – получеловек-полуволк.
Я не зря употребила эпитет «знаменитые»: эти два образа являются самыми популярными среди ночных «страшилок» с глубокой древности и по сей день. Об исключительной популярности вампиров и современной вампиромании как международном явлении крайне подробно и увлекательно рассказывает в своей статье «Вампир – герой нашего времени» Дина Хапаева.
Образ оборотня – не менее растиражированный в современной массовой культуре, о чем свидетельствует огромное количество фильмов (сага «Сумерки», «Человек-волк», «Оборотень», «Вой» и др.) с волком-оборотнем в главной роли. От кинематографа не отстает, а даже опережает по разнообразности сюжетов и образов, литература. В рассказе Николая Гумилева «Черный Дик» (1908), стилизованного под средневековую легенду, повествуется о противостоянии пастора из захолустной рыбацкой деревушки и могучего повесы-ловеласа Черного Дика, оказавшегося оборотнем. Рождественский рассказ Александра Куприна «Серебряный волк» (1925) о вовкулаке – оборотне, спасшем своего отца от своих сородичей. В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) сюжетная линия развивается как рассказ лисы-оборотня о себя, стремящейся постигнуть тайну своего существования, и о своем возлюбленном – волке-оборотне. Образ Александра – волка-оборотня, проецируется автором на образ волкодлака или волколака – в славянской мифологии человека-оборотня, обладающего сверхъестественной способностью – превращаться в волка. В этом ключе стоит упомянуть повесть Валентина Распутина «Живи и помни», где главный герой – Андрей Гуськов – наделяется демоническими чертами волка-оборотня. И, конечно же, огромный пласт литературы в стиле фэнтези, авторы которой выбирают своим главным героем волка-оборотня.
Это лишь беглый взгляд. На самом же деле, тема оборотничества в литературе достаточна обширная и увлекательная для исследования. Ну а мы пойдем ждать пение петуха, имеющего магическое свойство отгонять от человека «нечистую силу». Не зря же среди наших предков ночью, после первого крика петуха, было принято креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего».
Калимуллина Екатерина – аспирант кафедры языкознания и литературоведения.