Browse By

Георгий Свиридов о музыке, о литературе

«Музыка как забава. Музыка как профессия. Музыка как искусство. Музыка как судьба», записал в дневнике Г.Свиридов. Композитор ХХ в. считал исходным в своем творчестве «синтез слова и музыки», традицию, идущую из глубин веков от апостола Иоанна; он «представлял Россию как воплощение Божественного Слова, русский народ –  «наследниками апостола Иоанна Богослова».

                Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Георгий Свиридов; сост. А.С. и В.С. Белоненко; авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко; науч.ред. С.И. Субботина. 2-е изд., дораб. и доп.М., Молодая  гвардия,2017. 795 с.

Выдающийся русский композитор современности Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) обладал не только музыкальным, но и литературным даром. «Разные записи» («Музыка как судьба», 2002), которые он вел в течение жизни, включают не менее двадцати тетрадей, несколько записных книжек. Издание дневников Свиридова в начале ХХI  века стало ярким культурным событием:  «книгу просто разобрали на цитаты»! Переиздание книги «Музыка как судьба» в 2017 году долгожданное для профессиональных музыкантов, широкой читательской аудитории в России и за рубежом. Нам удалось приобрести это уникальное издание и прочесть – на одном дыхании – более 700 страниц необыкновенно интересного дневника.

Пожалуй, трудно назвать другого современного композитора, чья музыка была бы так органично связана с русской литературой – древней, классической, современной. В 1963 г. Г.В.Свиридов так сформулировал направление деятельности: «Какой способ движения музыкальной материи у меня? Следом за мыслью, за словом» [79 с]. Г.В.Свиридов считал себя наследником традиции М.Мусоргского. Музыка, как и искусство в целом, обращена к Богу. Он исходил из глубокой веры в Божественное происхождение слова: «начало начал, сокровенную сущность жизни и мира» [87 с.]. По свидетельству А.Вискова, Г.В.Свиридов в собственном творчестве считал главным «синтез слова и музыки», традицию, идущую от апостола Иоанна, «представлял Россию как воплощение Божественного Слова, русский народ –  «наследниками апостола Иоанна Богослова». Концепция творчества Г.В.Свиридова наиболее полно раскрывается в процессе знакомства с его музыкой: Поэмой памяти Сергея Есенина, вокальным циклом «У меня отец – крестьянин», кантатами «Деревянная Русь», «Светлый гость», поэмой «Отчалившая Русь», ораторией на слова А.Блока «Двенадцать» и др., воплотившими  «свиридовский «миф о России»» [35с.]. Книга 2017 г. – датированные записки 1963 – 1990-х гг., позволяющие понять не только музыкальные взгляды автора, но и литературные. Интересны интерпретации Г.В.Свиридовым отдельных художественных произведений, его понимание национальной сути («русскости»), русской души, судьбы России. В музыке композитора запечатлелась поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока, Бунина, Есенина, Пастернака, Б.Корнилова, Н.Рубцова и др.

В записках начала 1980-х гг. есть значительный по объему фрагмент, посвященный теме «М.Булгаков и музыка». Возможно, читателям будет интересно узнать, что Г.В.Свиридов напряженно работал над материалом для оперы «Мастер и Маргарита». Первым этапом было углубленное чтение М.Булгакова: ведение своеобразного читательского дневника, практически к каждой странице романа оставлены комментарии, даны истолкования художественных деталей, приведены музыкальные ассоциации, которых мы не встретим у булгаковедов. Булгаков – мастер слова вдохновлял другого художника – мастера музыки на творчество, будил  воображение, порождающее музыкальные образы. Г.В. Свиридов комментировал текст «Мастера и Маргариты» в то время, когда отечественное литературоведение еще не нашло «ключ к прочтению» закатного романа, а за рубежом опыт интерпретации прозы М.Булгакова к началу 1980-х гг. уже был накоплен значительный. Берлиоз, Стравинский и Фагот («в человеческом облике бывший регент Коровьев») привлекли внимание автора записок, ибо они названы «музыкально»: «Однако же Берлиоз = автор «Фантастической симфонии», герой которой влюбляется в женщину, совершает ради нее преступление и кончит свою жизнь на эшафоте, где ему отрезают голову. На шабаше сатаны он видит свою возлюбленную в образе ведьмы» [Свиридов, 294 с.]. «Мало того – Берлиоз автор знаменитого произведения драматической легенды «Осуждение Фауста», в котором есть музыкальное изображение  с к а ч к и  Фауста с Мефистофелем и низвержения их в преисподнюю, «Пандемониум», где их встречает хор демонов <…> на тарабарском наречии Ури-Мури  карабрао…

Именно Берлиоз открыл для музыки этот дьявольский мир <…> под прямым воздействием Берлиоза созданы, например, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «беснование» в «Хованщине», подобные же элементы у Римского – Корсакова». Комментируя «Бал у Сатаны», Г.В.Свиридов подчеркивает лейтмотив: «Тема – Богохульства!».Далее композитор развивает эту мысль, акцентируя, что тема была главной для М.Булгакова (особенно богохульство в поэзии): «Материализуются бытовые поговорки: «черт его знает где», «чтоб черти меня взяли», «чёрт, видел всё!..»

Г.В.Свиридов подчеркивал пафос русской литературы, культуры: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории…»

Итак, приглашаем к чтению! Рекомендуем!

В публикации использованы материалы статьи: Бедрикова М.Л. К вопросу о 
периодизации истории русской литературы: интерпретация Г.В.Свиридова («Музыка как 
судьба») // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сб. науч. трудов
 по материалам Междунар. науч.- практ. конференции 31.07.2017. М., «АР-Консалт»,2017 г. – 
С.35 – 37. Тексты цитируются по изданию: Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Георгий Свиридов;
 сост. А.С. и В.С. Белоненко; авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко; науч.ред. С.И. Субботина. 2-е изд.,
 дораб. и доп.М., Молодая гвардия,2017. 795 с.

Бедрикова Майя Леонидовна – доцент кафедры языкознания и литературоведения института гуманитарного образования, кандидат филологический наук, доцент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *