Browse By

Дискуссия на сайте лит. клуба «Терра литература»

ДИСКУССИЯ НА САЙТЕ «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»

Тема: «Так о чём же рассказывает нам древняя русская литература?»

 

«Терра Литература» публикует материалы дискуссии, состоявшейся в июне 2021 года в рамках изучения предмета «Древняя русская литература». Участники – студенты 1 курса направления «Русский язык и литература», преподаватель Майя Леонидовна Бедрикова, к. филол. н., доц. кафедры языкознания и литературоведения (Институт гуманитарного образования, Ленина, 26).

Специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагаем отчёт о диалоге.

Майя Леонидовна: – Здравствуйте, дорогие друзья, студенты 1-го курса, будущие учителя русского языка и литературы! Специально для читателей сайта Литературного Клуба МГТУ им.Г.И.Носова «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» хотелось бы обсудить проблему актуальности древней русской литературы для читателей ХХI века. Речь идёт о начале начал – литературе, которая существовала 700 лет, создала литературный шедевр «Слово о полку Игореве» (ХII в.). По словам современных критиков, подобно тому, как ребёнок узнаёт слова «мама» и «папа», на этапе становления древняя русская литература подарила великой русской литературе такие темы, как «Бог» и «Русская земля».

Надеемся, что предложенная тема заинтересует всех, кому не безразлична судьба русской литературы!

Итак, вам слово, дорогие студенты, прослушавшие курс «Древняя русская литература»!

ТАК О ЧЁМ ЖЕ РАССКАЗЫВАЕТ НАМ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

ДАРЬЯ КОНЬКОВА: — «Уклонися от зла, створи добро, взищи мира и пожени, и живи в вѣкы вѣка», — наставления Владимира Мономаха своим потомкам так и живут «в вѣкы вѣка», стойко выдерживая бурное течение времени. Претерпел изменения язык, но и в современном русском переводе изречения древнерусского мыслителя обнаруживают глубинную мудрость. Эти строки «Поучения» Владимира Мономаха в современной интерпретации звучат так: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Непривычные глазу читателя XXI века мелодичность, спокойное течение древнерусской мысли завораживают, заставляют остановиться и «прислушаться» к песенным отголоскам. Древнерусские тексты звучали из уст людей, голоса которых и сегодня пробуждаются при вдумчивом чтении памятников древней литературы и напоминают человеку современности о его корнях.

Почему мы изучаем древнерусскую литературу? В первую очередь, памятники давно ушедшего времени – культурное наследие. В России мы привыкли дорожить своей историей. Ценность произведений древнерусской литературы во многом определяется ее способностью хранить память о прошлом. На основе древних памятников человек восстанавливал цепи происходивших событий. И пусть художественные произведения не могут предложить абсолютно достоверную информацию о том, что действительно было, важна каждая крупица прошлого.

Велико значение самого способа древнерусского повествования и формы раскрытия мысли: как уже сказано, удивительный эффект оказывает на читателя мелодичность изложения, красота слога. Поэтому изучение древнерусской литературы может напоминать современному человеку о важности остановок в его беге, созерцания красоты мира вдали от привычной суеты. И это проявляется не только в напевности мотивов, но и в содержании текстов: даже на фоне распрей и кровопролитных средневековых войн немалое внимание уделяется природе, воздаянию уважения родной земле, что непременно трогает струны души человека и позволяет ему вернуть внутреннюю гармонию. В наше время не так часто удается вспоминать о красоте окружающего, а для русского человека это важно, ведь любовь к родине заложена в нем испокон веков. При изучении древнерусской литературы пробуждается душа.

Мы можем вспомнить мудрость предков, вернувшись к началу представленного высказывания и вновь прочесть изречение Владимира Мономаха. В одной строке заложена глубокая мудрость, и, потратив лишь долю секунды на прочтение слов древнерусского мыслителя, получаешь пищу для размышлений на целые дни и ориентир для собственных поступков на всю жизнь.

И это всего одна строка, а литературные произведения дошли до нас в гораздо большем объеме. Поэтому третья причина, почему мы их изучаем – практическая польза для жизни, ведь советы, которые можно почерпнуть со страниц древнерусских памятников, во многом актуальны и по сей день.

Древнерусская литература составляет большую ценность для современного человека. Изучать ее необходимо, делать это важно тщательно, вчитываясь в каждую фразу, словно перебирая драгоценные камни, получая при этом не только пользу, но и несравнимое удовольствие.

ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВ: Можно сказать, что это способ сохранить наше многовековое наследие, не дать истокам нашей культуры пасть в забвение. Можно также утверждать, что изучение этого литературного пласта, как части исторического процесса, позволит нам избежать множества ошибок прошлого, лучше понимать настоящее, нас самих. Но все это лишь громкие слова.

Мы все время говорим о значимости, культуры, о том, как важно передавать ее будущим поколениям, о том, что ее потеря приведет к неминуемому разрушению человеческого социума. Но вот вам вопрос: какое значение это имеет для обычного человека, для одной личности? Судьба всего нашего народа, защита индивидуальности – для большинства все это лишь громкие слова, которые пролетают мимо ушей. Даже для тех, кто активно продвигает древнерусскую литературу в массы, будущее всего сущего не столь значительно.

Правда в том, что мы руководствуемся, по большей части, желанием получить удовольствие в тех или иных формах. И древняя литература вполне способна подарить определенным людям нужные эмоции. Именно для этого и нужно искусство. Чувства, в данном случае, первичны, а общая значимость для всего человечества – вторична. И все эти разговоры о важности культуры, ее превознесение в ранг чего-то сакрального – лишь попытка оправдаться, доказать самому себе и людям, что то, что ты читаешь, пишешь, смотришь не является чем-то бесполезным, ненужным, чем-то, без чего можно и обойтись.

Древнерусскую литературу, конечно же, стоит хранить, ведь кто-то может найти в ней то наслаждение, тот, с позволения сказать, кайф, которого нет больше нигде. В кого-то эти произведения вселят надежду, кому-то помогут найти себя. Кому-то, но не всем.  И пока есть эти «не все», пока у людей есть разные вкусы, цели, идеалы, будут существовать неуверенность, оправдания и попытки доказать значимость чего бы то ни было, будет некоторая неискренность.

ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВА: — Древняя русская литература в период с XI по XVII век – это самый настоящий кладезь знаний, изучить который полностью невозможно, каждый раз древнерусская литература будет открываться с новой стороны. Мы изучаем древнерусскую литературу для того, чтобы помнить свою историю, ведь как говорил Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Забыв прошлое, человечество повторит ошибки предков. (Об этом говорил и Джордж Сантаяна, если быть точнее: «Тот, кто забывает уроки истории, обречён на их повторение»).

Литературные шедевры Древней Руси дарят нам возможность проследить, как зарождалась литература нашего народа: мы можем видеть победы и поражения, узнавать об источниках национальных убеждений, преданности и патриотизма, что очень важно оценить истинное богатство родного русского языка в его древне русском источнике.

Древняя литература развивает кругозор человека, это источник получения многих знаний для нас. Период формирования нравственных ценностей, гуманизма, что актуально и на сегодняшний день. И не стоит даже сомневаться в значимости изучения данного вопроса. Древнерусская литература — наше прошлое — наше будущее!

АНАСТАСИЯ СТРЕЛКОВА: Значение древнерусской литературы трудно переоценить. Почему школьникам нужно изучать древнерусскую литературу? Всë очень просто. Школьники могут найти в ней ответы на все вопросы.

Большую роль древнерусская литература играет в формировании исторических представлений. Действительно, где ещë мы найдëм столько правдивых исторических описаний, кроме летописей? Ответ, думаю, очевиден. Нигде. (Ведь даже в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ученые историки находят некие несоответствия).

Древнерусская литература повествует о ходе мыслей людей того времени, раскрывает ментальность. Знаний нам это не добавит, но на мировоззрение повлиять может. Вдруг школьник наконец-то найдëт того, кто разделяет его взгляды на мир, или наоборот искусно убеждает в противоположном?

Древнерусская литература расширяет кругозор ученика, описывая сущность христианства и его роль в национальной и мировой истории. Современная молодëжь почти не интересуется религией. Конечно, это личный выбор каждого человека. Но что если школьник просто не знает элементарных понятий о религии? Что если всë время ему доносили неправильную информацию? Не принимать что-то по собственным убеждениям и отвергать из-за незнания – абсолютно разные вещи. Как раз древнерусская литература и даëт некий ориентир, изъясняет христианство достоверно: показывает таким, каким оно пришло на Русь на самом деле.

Например, в исламе принято знать семь предшествующих поколений. Это говорит о великом уважении своих предков. Конечно, христианин знать семь поколений не обязан. По крайней мере, это нигде не прописано. Но, на мой взгляд, абсолютно каждый уважающий себя человек обязан знать и уважать своих предков. Древнерусская литература знакомит читателя с его предшественниками, заставляет гордиться ими.

Задумаемся о фразе «учиться на чужих ошибках». Так вот летописи предлагают читателю почерпнуть жизненный опыт предков и вынести уроки. Получается, древнерусская литература, подобно матери, предостерегает потомков от совершения ошибок и направляет в нужную сторону.

Древнерусская литература позволяет прочувствовать атмосферу русского Средневековья, сформировать представление о той эпохе. Не стоит забывать и о национальном самосознании, что тоже формируется при чтении. Школьник начинает осознавать, к какой нации он относится и в чëм заключается её национальное своеобразие.

Ну и, конечно, литература Древней Руси воспитывает патриотизм. Как приятно осознавать, что мы принадлежим такой великой нации! Да, князь Игорь проиграл сражение с половцами, но он до последнего сражался с ними. Он не струсил. Кто бы что ни говорил, он достоин уважения! Да, Евпатий Коловрат погиб при сражении с Батыем. Но он принял благородную смерть. Смерть за честь и свободу Родины. Он был настолько хорош, что даже Батый восхищался его удалью. Вот чем нужно гордиться! Сила русского духа невероятна! И школьники должны это знать.

Если мы заговорили о духе русского народа, стоит упомянуть национальный характер. Древнерусская литература полностью передаëт картину русского мира, рассказывает про устойчивые черты русского характера, моральные нормы, интересы и ценности.

Таким образом, древнерусская литература бесценна. Полагаю, в школе еë изучение просто обязательно. Это важнейшее дополнение к урокам истории, философии, литературы, русского языка и основ религии. Ну, а главное, литература Древней Руси воспитывает настоящего гражданина, который знает историю и культуру России, гордится ею и живëт по заветам великих предков.

ДАРЬЯ КОЛМОГОРОВА: Часто мы задаём вопрос: «Почему современные дети, подростки не читают или читают очень мало, лишь когда «заставят» в школе?» Есть несколько причин не чтения. Первая – если такой «традиции», привычки нет в семье ребенка. Очень печально наблюдать: когда приходишь в ранее неизвестный тебе дом, знакомишься с его хозяевами, то при этом не наблюдаешь ни одной книги, кроме «поваренной». Кто-то сейчас скажет: «А как же электронные версии?» Возможно, они не читают печатные издания. Вполне. Но, по моему мнению, знакомство с литературой, письмом и языком должно происходить именно в формате книги. Так или иначе, на эту причину мы, учителя, повлиять не можем, поэтому «работаем с тем, что есть». Вторая причина – отсутствие заинтересованности детей в литературе, в предмете «Литература» в принципе. Как показать, внушить ребенку, что чтение – дело полезное и очень необходимое, а изучение древней литературы тем более?

Древняя литература – это сердце русской нации, сокровище русской литературы. Это опыт, размышления, чувства и эмоции тех людей, которые жили «тогда», писали и мыслили. Каждое произведение – это особая история, образ, заключенный в текст. Читая исторический памятник, мы погружаемся в событие, которое изображено, переживаем его вместе с героями, сочувствуем их нелегкой судьбе. Добро, честь, любовь, самопожертвование, месть, ненависть, предательство и злоба. Всё это и многие другие явление жизни, которые показаны в произведениях. Истории настолько разнообразны в своём естестве, в своём подтексте, что, читая, находишь ответ на «свой» вопрос, на вопрос современного человека, и это удивительно. Ведь «Литература изъята из законов тления. Она не признает смерти», как писал когда-то Салтыков-Щедрин. Конечно, люди, которые жили 7 веков назад, отличаются от нас и образом жизни, и мышлением, и миропониманием, они абсолютно другие, но объединяет нас то, что мы один народ, народ не как нация или страна, а как особое явление истории. Учитель, как связующее звено, должен донести до своих учеников, что, читая древнюю литературу, мы изучаем ни сколько сражения и междоусобицы, сколько тот особенный по-своему мир прошлого, тех людей, то прошлое, ту мораль нашего народа. Пусть каждый задумается: «Ведь если я знаю и понимаю своё прошлое, значит, могу рассчитывать на счастливое будущее. «Литература рождается из глубин народной души». Адам Мицкевич.

 

ЛИДИЯ РАДИОНОВСКАЯ: — Можем ли мы изучать математику без таблицы умножения и знания чисел? А русский язык мы можем понять без алфавита и элементарных правил написания? Думаю, это невозможно. Также с трудом можно представить изучение современной и классической литературы без произведений Древней Руси.

Древнерусская литература — это уникальный памятник, который даёт всем нам возможность проследить зарождение Великой литературы, истинное отражение доблести, бессмертия и славы наших предков –  воинов, философов, великих мастеров слова.

Я думаю, что литература Руси обращена к будущему, к нам, потомкам древних великих умов, она призывает нас любить свою страну и заботиться о будущих поколениях.

Читая такие произведения, как «Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Повести временных лет”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина,” мы можем увидеть  становление русский мысли, оценить невероятное богатство родного  языка.

Но почему же столь интересные и важные произведения дети воспринимают со скукой и совсем не заинтересованы в их изучении?

Главная проблема – это простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу, формальное преподнесение материала, которое способно вызвать лишь скуку и непонимание (даже у старшеклассников).

Очень мешает также незнание истории нашей страны. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах. Советуют уже в начальной школе изучать древнюю культуру в форме игры. Загадки, пословицы – логические задачи, развивающие языковую интуицию, сообразительность. Можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.

Скажем, «Слово о полку Игореве» неожиданно хорошо работает на уроках географии: из текста можно «выудить» названия рек, городов и построить своё представление о топосе  Древней Руси.

На уроках можно попросить детей нарисовать буквицы по аналогии со старинными славянскими из рукописей. Обратить внимание ребят на изящество рисунков, на самостоятельную значимость буквиц, на особую красоту написанного текста, на каллиграфическое исполнение букв. Также необходим исторический контекст. Например, рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства и т.п.

Нельзя допускать самого страшного, что случается порой с древнерусской литературой, когда сами учителя не увлечены древней культурой, не знают ее глубоко, поэтому такие уроки формальны.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *