Browse By

Духи воды — стихийные и роковые

«Я жду, что оживут осмеянные сказки»:

Духи воды — стихийные и роковые



 «На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодная»,- говорила мне в детстве мама и всегда запрещала купаться после этого дня. А кто из вас, дорогие читатели, прислушивается к народной мудрости? Что стоит за старинной приметой?

Нынешним знойным летом города и веси задыхаются от жары и пыли!  Гремят раскаты грома, по небу проплывают «бутафорские» тучи, ни капли дождя не проливающие на выжженную траву, потрескавшуюся землю и плавящийся под ногами асфальт! Вот и спасаются люди от раскаленного городского пекла на берегах различных водоемов, отвоевывая друг у друга драгоценные метры вблизи живительной влаги —  рек и речушек, озер и прудиков! Между тем, на календаре – последний летний месяц. А магическая дата 2 августа, запрещающая купание, да и любое пребывание в воде, уже давно миновала.

Наши предки наблюдали за  состоянием водной стихии, что отразилось в пословицах, поговорках, приметах: «С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «С Ильина дня вода студёна станет, купаться нельзя», «Илья лето кончает», «Петр и Павел на час убавил, а Илья-пророк – два уволок», «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень», «Придет Петрок – отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два».

Но не столько холодная вода заставляла наших предков воздержаться от купания после Ильина дня, сколько боязнь быть погубленным нечистой силой, обитаемой в водоемах. Кого же из водяной нечисти так боялись наши предки?

В памяти всплывают пушкинские строки: «Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит…», и это неспроста! Русалка – популярнейший персонаж водной демонологии, активно бытующий в культуре. Образ русалки, берущий начало в фольклоре, основательно «прижился» в литературе, музыке, массовой культуре. Это и вышеупомянутая Русалка из поэмы «Руслан и Людмила», а также пушкинская драма «Русалка», «Морская царевна». «Русалка» М.Ю. Лермонтова, «Майская ночь, или Утопленница» Н.В. Гоголя. «Русалочьи сказки» А.Н. Толстого. В  тургеневском «Бежином луге» есть рассказ Кости о плотнике Гавриле, повстречавшем русалку. Строки Н. Гумилёва: «На русалке горит ожерелье, / И рубины греховно красны». Знаменитая «Русалочка» Г.Х. Андерсена и ее многочисленные мультипликационные воплощения. Опера А.С. Даргомыжского «Русалка». Вот далеко не полный список произведений, в которых русалка – главный персонаж!

Литературные образы русалок разнообразны, ибо вобрали в себя мировидение и индивидуальный стиль авторов. И все же возможно выделить общие мотивы, сюжеты, характеристики внешности русалки и ее поведения, традиционные для литературы и идущие из фольклорного наследия.

Интересно, что в науке до сих пор нет единого мнения о том, что означает слово «русалка». Слово восходит к названию античного праздника роз Rosalia, посвященного душам умерших. «Русалка» — не единственное имя этого персонажа. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от «шут», т.е. черт), чертовками, водянихами. На Украине – лоскотовками, лоскутухами – от украинского глагола «лоскотать», т.е. щекотать). В Белоруссии русалок называют водяницами, купалками и казытками  (они «казычут», т.е. щекочут людей). Всех русалок, в какой бы местности они не водились, объединяет безудержная страсть к веселью, танцам, игре и щекотке. Этого так боялись наши предки – ведь  русалки могли защекотать до смерти, закружить в смертельном хороводе или утопить!

В народных поверьях русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Русалками становились женщины, умершие неестественной или преждевременной смертью, чаще всего – утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой мог стать и мужчина (!), если он умер во время Русальной недели (так называли неделю, следующую за праздником Троицы или предшествующую ему). Чаще же всего это красивые молодые девушки в белых одеждах, с распущенными русыми или зелеными, словно речная осока, волосами, венком на голове, с неподвижными или закрытыми, как у мертвецов, глазами, холодными руками, бледным лицом и почти прозрачным телом, словом, всем своим обликом свидетельствующие о принадлежности к иному миру. Вообще образ  полуженщины-полурыбы пришел из западноевропейского фольклора. В славянской мифологии фантастические полулюди-полурыбы, живущие в море, получили название фараонов.

Иногда в преданиях встречается и совсем иной образ русалки – страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Такие русалки всегда агрессивны, похищают детей, оставленных без присмотра, и убивают людей. Встречается также образ русалки, вымазанной дегтем или смолой, — смолянки.

Русалки, как прочая нечистая сила, склонны к оборотничеству. Они могут принять вид коровы, собаки, зайца, а также птиц – сороки, гусей или лебедей. Вот поэтому существует поверье, согласно которому, в Ильин день запрещено пускать в дом любую живность, чтобы отгородить себя от нечистой силы, которая спасается от стрел пророка Ильи.

Водяной – еще один представитель водяной демонологии, встреча с которым ничего хорошего не сулила. У этого таинственного речного духа множество имен: водяник, водяной хозяин, дедушка водяной, пепельник, волосатик, донный, водяной черт. Считается, что водяной живет в каждом озере, реке, пруду. Своими действиями водяной животворит воду: зарябит по воде – сердится водяной; наводнение или буря – это водяные духи свадьбу играют; мутный вал, несущийся по реке – это лошади водяных.

Водяного представляют в образе высокорослого мужчины или безобразного плешивого старика, опутанного тиной, с зеленой бородой и огромным брюхом. Будучи нечистой силой, водяной обладает способностью превращаться в громадную рыбу – щуку, тайменя, налима. У водяника есть семья: жена водяниха и дети водянёнки. Он ведет свое хозяйство. Сохранились сюжеты о водяном-соблазнителе, который настойчиво посещает земных женщин.

Водяной злобен и враждебен к людям: он топит людей, затягивает и заманивает их в воду, пытается перевернуть лодку с людьми. Утопленники считались добычей водяного: он садится на плечи утопающему в виде гуся или петуха, не дает ему спастись и не подпускает спасателей. Водяной особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купала, на Троицу, в Ильин день.

Образ водяного часто используется писателями. Например, водяной встречается в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». У Л.Н. Толстого есть небольшая, но поучительная басня «Мужик и водяной». А уж сколько разномастных водяных шлёпает, оставляя мокрые следы, по страницам произведений Алексея Ремизова!  Сосчитать трудно! Водяная нечисть пугает людей наяву и со страниц литературных произведений!

Не стоит забывать о таком персонаже, как болотник или болотной чёрт. Этот, на первый взгляд, незначительный фольклорный образ нашел отражение в литературе: А.А. Блок посвящает цикл стихотворений «Пузыри земли» (1904-1905) болотной нечисти («Болотные чертенятки», «Болотный попик», «Твари весенние», «Старушка и чертенята»).

Болото издавна считали местом обитания нечистой силы и верили, что у болот есть особый хозяин – болотный, болотник, болотяник, болотный дедко, шут болотный. Болотника представляли угрюмым, неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей. Главное отличие болотника от других водяных демонов состоит в том, что он не способен менять свой облик.

Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Приманивает болотный черт свою жертву, то крякая по-утиному, то ревя, как корова, то диким стоном или хохотом. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. У болотника нет ни жены, ни детей. В отличие от других демонов, он не боится громовых стрел, поскольку они теряют свою силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Погубить болотника возможно только при осушении болота или зимой, когда болото замерзнет.

Различают разных болотников. Оржавиник – обитатель болот с пятнами ржавчины на воде от растворенной в ней железной руды. Это существо, покрытое грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Хозяин багна (торфяного болота) – багник, угрюмое, грязное, неподвижное существо, одиноко живущее на дне и хватающее за ноги случайных путников. Заметить багника можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность,  и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте.

Такова краткая демонология водяной нечисти, наводящей страх на наших предков. Как мы видим, языческие (водяные духи) и христианские (Илья-пророк) персонажи уживались  в сознании родичей.

В народном воображении Илья-пророк – грозный, суровый, карающий святой, и, в то же время, щедрый распорядитель страшных, но благодетельных сил природы: дождя, грома и молний. Функцию громовержца христианский пророк получил в «наследство» от языческого бога – Перуна, почитаемого древними славянами как бога грома и молнии. От Перуна Илья-пророк унаследовал и любопытный мифологический мотив: в народе верят, что во время грозы Илья своими стрелами убивает нечистую силу, которая, дрожа от страха, стремится спрятаться, где попало – под деревом, под лошадиным брюхом и даже у человека под одеждой: «Ударит Перун, так это Илья нечистика бьет». Нечисть прячется от стрел-молний Ильи в водоемах, тем самым оскверняя воду. Разозлившиеся водные духи способны утянуть купающихся в это время на дно. Если этого удалось избежать, то человек, искупавшийся на Ильин день или после него, рискует серьезно заболеть.

Еще сравнительно недавно сельские жители и шагу не могли ступить, не наткнувшись на какое-нибудь мифическое существо. Современный же человек в стремительно меняющемся мире мало руководствуется теми правилами и запретами, по которым жили несколько веков назад. Для одних  людей грозные приметы всего лишь пережитки прошлого, волшебные сказки для малышей. Для других — это банальная страшилка! Конечно, это дело каждого – верить или не верить в существование мифологических существ.  Руководствоваться ли правилами, диктуемыми мифологическим сознанием наших далёких предков? Но, допуская мистические элементы в свою жизнь, мы можем порой проще объяснить некоторые — не подвластные рациональному сознанию —  явления.


 Калимуллина Екатерина – аспирант кафедры языкознания и литературоведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *