Browse By

П.П. Бажов. Малахитовая шкатулка

Выпуск 35. Сентябрь 2023. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

«ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» представляет очерк Полины Киреевой о выдающемся уральском сказителе – Павле Петровиче Бажове (1878–1950).

Читаем одну из самых интересных сказок – «Хрупкая веточка» из «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова.

 Рекомендуем для семейного чтения!

***  

Полина Киреева

 

Давным-давно в ХХ веке случилась эта история.

В 1931 году собрались литераторы Москвы и Ленинграда, чтобы вместе обсудить вопрос о сохранении устного народного творчества в Советской России. И уже в середине 1930-х гг. в Свердловском книжном издательстве было решено выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Только вот специалиста, который смог бы собрать уральский рабочий фольклор, не нашли, поэтому поручили записывать и изучать народные сказки, легенды, притчи горнозаводского края Павлу Петровичу Бажову. И он справился с поставленной задачей.

Последовала кропотливая работа – сбор устного творчества уральских рабочих П.П. Бажовым, впоследствии появились на свет его сказы: «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза». П. П. Бажов впервые услышал сказы в 1892—1895 гг., поэтому первый сборник писатель назвал фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина.

Самая известная книга П.П. Бажова – это «Малахитовая шкатулка», в неё входят сказки о Хозяйке Медной горы, об Огневушке-поскакушке. Из-под пера П.П. Бажова персонажи выходили словно живые, они рассказывали читателям свои истории. Наверное, к самым запоминающимся можно отнести таких героев, как Хозяйка Медной годы и Великий Полоз.

Малахитница действует в сказах: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Пожалуй, самые популярные истории – это «Хрупкая веточка» и «Две ящерки».

Малахитница – это Хозяйка Медной горы, она умна, весела, красива и богата, но у неё тяжёлый характер: может посмеяться над людьми. К людям добрым, верным своему ремеслу, Малахитница щедра. А жадным Хозяйка Медной горы богатство не даёт, только морочит головы, подменяя руду пустой породой, обычным камнем.

Красота Хозяйки Медной горы, ее внимание к человеку и дары способны свести с ума. Так, мастер Степан, который приглянулся Малахитнице, не смог найти счастья и покоя после встречи с Хозяйкой, и Данила-мастер потерял покой после того, как побывал в ее владениях и на каменный цветок налюбовался.

А что же известно о Великом Полозе?

Великий Полоз также, как и Малахитница, – дух-хранитель, но хранит не камень, а золото. Это скупой хранитель, который не допускает к золоту всех подряд. Исключения делались, однако, редко. Человеку лишь показывалось место, где лежит драгоценный металл, а в самой его добыче Полоз не участвовал.

Говорят, что у Великого Полоза есть дочки — Змейки, Змеёвки или Медяницы, они появляется в сказах. Одна их них, Золотой Волос, стала героиней одноимённого сказа.

Итак, поскорей откройте книгу сказов П.П. Бажова!
Читаем вместе сказку «Хрупкая веточка» (в сокращении) из «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова! В сказке говорится о том, что у Данилы-мастера и его жены Кати родились дети. Одного из сыновей звали Митей. В семье его жалели – с детства Митя был слаб здоровьем.

****

   По книге: Бажов Павел Петрович. Малахитовая шкатулка. – М.: Республика, 1992. – 304 с.

 

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ

ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА

(в сокращении)

У Данилы с Катей, – это которая своего жениха у Хозяйки горы вызволила, – ребятишечек много народилось. Восемь, слышь-ко, человек, и все парнишечки.

Ребятки здоровенькие росли. Только одному не посчастливилось. Горбик у него расти стал. Бабушки правили, понятно, да толку не вышло. Так горбатенькому и пришлось на белом свете маяться. <…> ничего – весёленький рос и на выдумки мастер. Он третьим в семье-то приходился, а все братья слушались его да спрашивали:

– Ты, Митя, как думаешь? По-твоему, Митя, к чему это? <…>

Митюнька в семье-то ровно огонёк в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведёт.

Катя с мужем придумали поучить ребятишек. Школы на заводе в то время [при крепостном праве] не было, и стали старшие-то братья учиться у мастерицы: читать-писать, цифру понимать. И Митюнька с ними. Пока братья читали еще по слогам, Митя с лёту все усваивал, читал уже словами. Мастерица не раз говаривала:

– Не было у меня такого ученика.

Вот решили родители Митю одеть как полагается: завели Митюньке сапожки поформеннее. Вот с этих сапожек у них полный переворот жизни и вышел.

В тот год, слышь-ко, барин на заводе жил. Пропикнул, видно, денежки в Сам-Петербурхе [Санкт-Петербурге], вот и приехал на завод – не наскребу ли, дескать, еще сколько-нибудь.

При таком-то деле, понятно, как денег не найти, ежели с умом распорядиться. Одни приказные да приказчики сколько воровали. Только барин вовсе в эту сторону и глядеть не умел.

Проезжал как-то барин мимо дома Данилы-мастера. Подозвал ребятишек: идите сюда.

Лошади у барина отменные, кучер по форме, коляска под лаком и седок гора горой, жиром барин заплыл, еле ворочается, а под брюхом палку держит с золотым набалдашником.

Митюнька оробел маленько, всё-таки ухватил братишек за руки и подвёл поближе к коляске, а барин хрипит:

– Чьи такие?

Митюнька, как старший, объясняет спокойненько:

– Камнереза Данилы сыновья. Я вот Митрий, а это мои братики малые.

Барин аж посинел … от злости:

– Ох, что делают! Что делают! Ох, ох! Это что? А? – Сам палкой на ноги ребятам показывает. Ребята от страха побежали к воротам. А Митюнька стоит и никак в толк взять не может, о чем барин спрашивает.

– Земля.

Барина тут как параличом хватило.

Шум такой поднялся. Первым делом барин приказчика позвал:

– Ты куда глядишь? У барина башмаков купить не на что, а крепостные своих ребятишек в сапогах водят? Какой ты после этого приказчик?

Не стерпел барин, что на ребятах Данилы были сапожки.

– Где это видано? Вчетверо Даниле оброк увеличить!

Данило объяснил, что такой огромный оброк платить не сможет.

В барин не унимается. Пришлось мастеру работать с утра до ночи.

Пришлось и малым детям сесть за работу. Так они и не смогли доучиться грамоте.

Решили отдать Митю в люди. В городе нашли мастера по камню. Этот мастер резал из камня ягоды. Мода, видишь, была такая – из камней ягоды делать. Виноград там, смородину из агата делали, белую – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы, княженику – из мелких шерловых шаричков клеили.

Митюнька мастерство это перенял и стал по-своему делать ягоды.

Прошло время.

Мастер и говорит:

– Гляжу я, парень, шибко большое твоё дарование к этому делу. Впору мне, старику, у тебя учиться.

Так Митюнька стал мастером.

Работал много. А все-таки задумывался, как семье помочь? Как научиться резать ягоды не из дорогого камня, хризолита и малахита, а из дешевого местного камня.

Сидел Митя у окна.

Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, – с кольцом на пальце и в зарукавье, – и ставит прямо на станок Мите большую плитку змеевика, а на ней, как на подносе, соковина дорожная.

Кинулся Митюха к окошку – нет никого, улица пустехонька.

Стал смекать: что получится из камня змеевика?

Вытачивал, клеил.

Ягодки крыжовника сперва половинками обточил, потом внутри выемки наладил, да еще желобочки прошёл, склеил половинки. Листочки тоже из змеёвки выточил.

Все налюбоваться не могут на Митюхину работу!

Так Митя помог своей семье.

Митюха и черёмуху потом делал, и вишню, и спелый крыжовник, а первую свою веточку не продавал – себе оставил. Хотел ту веточку одной девчонке заводской подарить.

Девчонки, видишь, не отворачивались от Митюхина окошка. Он хоть и горбатенький, а парень с разговором да выдумкой, и ремесло у него занятное, и не скупой. А одной девчонке хотел веточку свою отдать, да постеснялся (засмеют).

А барин в тот год приданое для дочери собирал – просватал её за какого-то там князя ли, купца. Вот и подсказали барину, что мастер Митя славится, видели его веточку. Послал барин слуг за Митей.

– Коли отдавать не будет, отберите силой.

Так вот и отобрали у Мити его веточку, приказчик положил её в бархатную коробочку.

– Получите, сделайте милость, подарочек для невесты.

Барин похвалил украшение и спрашивает:

– Из каких камней делано и сколько камни стоят?

– То и удивительно, что из самого простого материалу: из змеевику да шлаку.

Тут барин сразу задохся:

– Что? Как? Из шлаку? Моей дочери?

Приказчик сразу всё на мастера свалил:

– Это мастер, он, шельмец, мне подсунул, а то бы я разве посмел.

Барин знай хрипит:

– Мастера тащи! Тащи Мастера!

Приволокли к барину Митюху. А барин-то узнал («Это тот… в сапогах-то который»).

С палкой на Митюху кинулся.

– Как ты смел?

Митя отвечает:

– Приказчик у меня силой забрал, пускай он и отвечает.

А барин схватил со стола веточку, хлоп её на пол и давай топтать. В пыль, понятно, раздавил.

Митюха схватил баринову палку за тонкий конец да как стукнет набалдашником барина по лбу, так барин на пол и сел…

И вот диво – народу в комнате было много, а все как окаменели, – Митюха вышел и куда-то девался. Так и найти не могли, а поделку его потом люди видали. Кто понимающий, те узнавали её, почерк мастера.

И заметочка тут вышла. Та девчонка, которая заглядывала в Митюхино окошко, тоже потерялась, и тоже с концом.

А барин всё полнел и полнел, всё задыхался, а всё-таки вскоре его жиром задавило.

КОНЕЦ

Выпуск 35 подготовила Полина Киреева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *