Browse By

Хроника литературной жизни 2023 год. Интересное

Литературный Клуб «Терра Литература» представляет важные события литературной жизни 2023 года (г. Магнитогорск). Материал подготовили студенты-активисты Студенческого Научного Общества (2-й к. «Русский язык и литература», Институт гуманитарного образования)

Специально для читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА»

Бурлакова Анастасия, студент 2-го к. ИГО:

В марте 2023 года в Институте гуманитарного образования (Ленина 26) состоялась встреча с московским писателем Алексеем Ивановым. Это событие широко освещалось в городских СМИ, у читателей была возможность приобрести книги А. Иванова.

Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями о прочитанном произведении А. Иванова, личность и творчество которого меня заинтересовало.

«Бронепароходы» – это новейший роман знаменитого российского писателя Алексея Викторовича Иванова.

В своей книге автор повествует о Речном Флоте в годы Гражданской войны в России. Критики определяют произведение как исторический роман, но сам А. Иванов утверждает, что пишет, скорее, в жанре «исторического допущения».  Несмотря на значительный охват исторического, документального материала (писатель изучил огромное количество информации), его произведение ни в коем случае нельзя воспринимать как историческое. И это правда!

Да, есть удивительно достоверные описания военных действий в 1917-1920 гг., вводятся образы личностей, знакомых нам из школьных уроков истории, соблюдена хронология известных событий. Но Гражданская война является все-таки «ситуацией» для раскрытия характеров.
Почему именно Речной Флот?

А. Иванов признался, что в какой-то момент его очень заинтересовала жизнь простых моряков, их взгляд на историческую ситуацию во время трагического раскола в обществе, вклад простых людей в отечественную историю. Несмотря на отдалённость изображаемых событий (действие происходит в начале двадцатых годов прошлого столетия), нам, читателям, близки переживания героев, и нам есть чему поучиться у них.

Дело в том, что роман больше психологический (так мне видится). Сюжет выстроен, разворачивается на основе линии Великого князя Михаила, младшего брата последнего русского императора Николая Второго. По допущению А. Иванова, Великий князь выжил, а после расстрела царской семьи начались собственные его приключения.

И хотя Алексей Викторович Иванов не считает свой роман историческим, он всё же очень серьёзно работает с историческим материалом. Многие критики отзываются восторженно о манере писателя – его способности детализировать изображаемое: с любовью и настоящим знанием дела описаны сами пароходы, их механизмы (вплоть до тонкостей эксплуатации). А. Иванов подчеркивает, что всегда очень ответственно подходит к деталям, так как ошибки в деталях – это неуважение писателя к себе и к читателям.
Стиль у А. Иванова прекрасный – повествование течёт плавно и неторопливо. Писатель позволяет – одновременно – и сюжетной линии (истории) разогнаться, и при этом постоянно держит читателя в напряжении. Как отмечалось, произведение наполнено многочисленными описаниями, в которых важна функция незначительных, на первый взгляд, деталей, помогающих читателю погрузиться в атмосферу происходящего.

И хотя романное повествование ведётся неторопливо,  медлительно, книга «Бронепароходы» читается легко, и у читателя не возникает каких-либо затруднений в восприятии. Роман «Бронепароходы» интересен настолько, что обязательно запомнится читателям. Такие книги хочется перечитывать!

 

Киреева Полина, студент 2-го к. ИГО:

Уважаемые читатели, я, как и Анастасия, была на встрече с писателем А. Ивановым.

Предлагаю мои критические заметки.

На встречу с писателем Алексеем Викторовичем Ивановым пришло много групп различных направлений (филологи, журналисты, историки и не только). Большой Зал Института гуманитарного образования был полон.

Алексей Викторович Иванов сидел за столом на сцене и отвечал на вопросы преподавателей и студентов.  – Почему Вы решили назвать роман «Сердце Пармы» именно так, ведь у книги до этого было другое название – «Чердынь – княгиня гор»?
Писатель:

– Действительно, изначально у романа было такое название. Однако, когда я еще только собирался издавать книгу, то буквально за несколько месяцев до этого вдруг вышла другая книга с точно таким же названием. Тогда я был начинающим писателем и посчитал, что нужно изменить название, чтобы не повторяться. Вот и получилось «Сердце Пармы».

– В Ваших книгах есть вампиры, оборотни и прочая нечисть. Вы в них верите?

Писатель:

– Нет, я не верю во всë это. Для меня это выдуманные персонажи.

– Будете ли Вы когда-нибудь писать о нашем времени?

Писатель:

– Нет, это крайне сложное занятие: в плане отображения современного человека в книге. Ведь сейчас человек живет в так называемом «онлайн». У меня как-то был разговор с одним режиссером, и он мне сказал, что в фильмах, особенно в детективах, стало сложно показать работу специалистов, потому что вся жизнь ушла в телефоны и компьютеры. А в реальности это выглядит скучно, стоит человек и разговаривает по телефону, решая какие-то проблемы. Ни каких погонь, преследований и стрельбы, на что интересно было бы посмотреть зрителям. С книгами примерно такая же ситуация.

–  В романе «Сердце Пармы» есть такой персонаж,  как Ламия. Это как-то связанно с древнегреческими ламиями?
Писатель:

– Нет, в этом случае это простое совпадение. Моя ламия не имеет ничего общего с древнегреческими, кроме как названия. Я придумал такое название для персонажа, опираясь на название рек (на «-ия»,н-р, Талия).

– В какой из Ваших книг Вы бы хотели оказаться?

Писатель:

– Хороший вопрос. Я раньше даже не задумывался над этим. Если вот так с ходу, то, наверное, я бы хотел побывать в «Бронепароходе».

– Можете ли Вы с одного абзаца выявить хорошую книгу?

Писатель:

– Да, конечно. Правда, чтобы вот так по одному абзацу определить хорошая книга или нет, нужно очень много читать. Тогда, со временем, у каждого появится такой опыт и способность.

– Что Вы думаете о будущем? Будете ли писать об этом?

Писатель:

– Есть много интересных тем связанных с будущем. Вот только мы еще не знаем, что будет в этом будущем. Конечно, некоторые писатели переносят привычные нам предметы (те же телефоны) в свои произведения. Однако, как по мне, это больше приближает книгу к повседневности с элементами фантастики. Возможно, я буду писать книги по этой теме.

 

Монастырская Ксения, студент 2-го к. ИГО:

Я тоже присутствовала на встрече с писателем. Алексей Иванов назвал город Магнитогорск очень комфортным для себя. Он сказал, что здесь люди всегда стремятся к лучшему, в них чувствуется какое-то напряжение, желание работать и действовать. 

Я запомнила следующие вопросы и ответы.

– Бывало ли у вас такое, что ваши герои начинали жить своей жизнью?

Писатель:

– Нет. Если у писателя герои начинают жить своей жизнью, значит, он не профессионал. Настоящий писатель должен чётко знать, что он хочет сказать и к какой точке развития привести героев.

– Как соотносится Виктор Служкин, герой романа «Географ глобус пропил», с образом лишнего человека в литературе?»

Писатель:

– Никак, потому что Служкин не лишний человек. Он нужен обществу, нужен своей жене, нужен своим друзьям. К тому же нельзя «загонять» все произведения в общие рамки, принятые в литературоведении.

– Кого Вы считаете «героем нашего времени» сейчас?

Писатель:

– «Герой времени» – это тот человек, чья жизненная трагедия соотносится с трагедией эпохи. Актуальная современная проблема – это взаимодействие человека и машины. Сейчас почти каждый человек неотрывно связан с социальными сетями, и мы уже не представляем своей жизни без Интернета. В нас есть две личности: та, которую мы показываем в реальной жизни, и та, которую демонстрируем в Интернете. Каждый второй сейчас – блогер, и мы и сами не замечаем, как начинаем смотреть на мир через призму «блогерства». И таким образом меняем сам мир.

– К какому типу писателей относите себя Вы?

Писатель:

– Я выделяю два типа писателей. Первый – «великие писатели Земли Русской», второй – «буржуазные писатели». Великие писатели Земли Русской пишут всегда о проблемах своего времени, они своими текстами как бы разрывают гнойную рану (например, Солженицын), а буржуазные писатели пишут о «вечных темах» (человеческие переживания, проблемы в обществе и т.д.). Себя я отношу к «буржуазным» писателям.

– С кем из писателей вы хотели бы встретиться?»

Писатель:

– Я бы хотел встретиться с Виктором Петровичем Астафьевым (1924–2001). Мне очень нравятся его произведения.

– Руководствуетесь ли вы вдохновением при написании книг?

Писатель:

– Профессиональный писатель не должен руководствоваться вдохновением. Если у писателя есть вдохновение, то писать, конечно же, проще, а если его нет, соответственно, тяжелее. Но у профессионального писателя на качестве его труда это не должно сказываться. Писательство – это работа, которую нужно делать одинаково хорошо – в любом настроении.

– Какой совет вы дадите начинающим писателям?»

Писатель:

– Больше читать. И больше писать. А также учиться, совершенствовать свои навыки.

 

Бурлакова Анастасия, студент 2-го к. ИГО:

Я запомнила пожелание А. Иванова молодым писателям:

– Что вы посоветуете молодым писателям?

Писатель:

– В каком смысле вы имеете ввиду? Как написать роман или как выпустить книгу?

Если вы говорите о том, как выпустить книгу, то у моей помощницы (к сожалению, не помню, кто она конкретно и как её зовут) в Телеграмм есть канал, в котором она даёт реальные советы – о том, как договориться с издательством и как выпустить свою книгу. Советую посетить, посмотреть.

Если речь идёт о том, как написать роман, то надо писать. Как можно больше!

Материал подготовили студенты Института гуманитарного образования: Анастасия Бурлакова, Полина Киреева и Ксения Монастырская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *