Browse By

Неразгаданный феномен гения (Пушкин А.С.)

ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА представляет материал, посвященный дню рождения А. С. Пушкина 

Поклон гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину!

***

Переяслов. Н.В. Нерасшифрованные послания. (Загадки русской литературы от «Слова о полку Игореве» до наших дней): Сборник литературоведческих и критических статей. – М.: «КРАФТ+», 2000. – 320 с.

 

НЕРАЗГАДАННЫЙ ФЕНОМЕН ГЕНИЯ

(В сокращении)

«Нет, весь я не умру», – сказал Поэт, и это утверждение в равной мере распространяется и на всю нашу литературу в целом.

Пушкин – это всегда загадка, всегда неразгаданная тайна… На каком-то подсознательном уровне Пушкин прочно ассоциируется у нас с понятием некоего недостижимого, но сохраняемого в глубине души ИДЕАЛА и одновременно с этим – чего-то исключительного, НЕЗЕМНОГО, СИЯЮЩЕГО где-то высоко-высоко НАД НАМИ.

Так … о Пушкине мы вспоминаем только в дни его годовщин да юбилеев, чтобы, съехавшись отовсюду в Берново, Болдино или Михайловское, послушать организованный в его честь концерт, потолкаться по импровизированной ярмарке… Являясь народом, уже тысячу лет живущим по принципам православной морали и с самого раннего детства окружёнными пушкинскими сказками, мы хоть и живём, нарушая все христианские заповеди, всё же испытываем необъяснимый трепет при звуках церковного благовеста, и, хоть и не перечитываем на ночь стихов Пушкина, чувствуем, как учащается стук сердца при одном только упоминании его имени. И если мы не можем заявить, что с Пушкиным нам на этом свете жить стало ЛЕГЧЕ, то можем наверняка сказать, что без него нам было бы намного ТЯЖЕЛЕЕ. <…> Кажется, начинается обратный процесс – современная наша литература всё больше возвращается к пушкинской традиции, помогая своему читателю отряхнуть с души все случайные напластования и разглядеть в себе образ Божий. А значит, незримая двухсотлетняя работа пушкинской музы была не напрасна, и у нас есть шанс приблизить себя к высокому идеалу с чарующим именем – ПУШКИН…

… По отдельности … каждое из прозаических произведений [и поэтических] Пушкина иллюстрирует собой в основном только какое-то ОДНО конкретное чувство или ОДНУ узкую тему. Возьмём ли мы «Путешествие в Арзрум», «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери», «Барышню-крестьянку», «Метель», «Гробовщика», «Выстрел», «Дубровского», «Бахчисарайский фонтан», «Скупого рыцаря», «Графа Нулина», «Историю Пугачёва» и некоторые другие вещи, и мы увидим, что каждое из этих произведений является отчётливо МОНОГРАФИЧЕСКИМ, разрабатывает собой только ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ тематическую, сюжетную или идейную линию.

Однако, если мы охватим взором ВСЁ творчество Пушкина СРАЗУ, во всём его объёме, то мы будем поражены тем, насколько ПОЛИФОНИЧНО оно в своей СОВОКУПНОСТИ – … его произведения создают в своей сумме объёмнейшую картину русской жизни, охватывая практически ВЕСЬ спектр литературных жанров, художественных методов, человеческих типов и социальных идей. Фактически Пушкиным было открыто и намечено всё, что соединилось впоследствии в полифонической прозе Толстого, Достоевского и даже Булгакова: историческая тема («Капитанская дочка», истории Пугачёва и Петра Великого), авантюрно-приключенческая повесть («Дубровский»), метод магического реализма («Гробовщик», «Пиковая дама»), путевые заметки («Путешествие в Арзрум»), филологическое эссе (записи к «Слову о полку Игореве», размышления о творчестве поэта и о литературном труде вообще), исповедальная проза («Роман в письмах»), сентиментальный водевиль («Барышня-крестьянка», «Метель») и так далее.

Займёмся ли мы изучением бессмертного «Слова о полку Игореве» – и окажется, что одним из первых о нём написал не кто иной, как Пушкин (лучше, кстати, ощутивший своим гениальным чутьем ПОДЛИННОСТЬ этого древнерусского памятника!). Обратимся ли мы к творчеству Николая Васильевича Гоголя – и тут же припомним, что сюжет его лучшей повести был ему подарен Пушкиным. Откроем ли стихи Николая Клюева – и увидим продолжение той же самой тропы к русскому фольклору, которую первым начал торить и автор «Руслана и Людмилы». Попробуем разобраться в закономерностях и тенденциях текущего литературного процесса – и поймём, что никакая периодизация литературы невозможна, если на оси координат культуры отсутствует такая «точка отсчёта», как Пушкин.

… Русская литература – это нескончаемая игра, это самый настоящий «Диснейленд», населённый такими, вроде бы знакомыми еще по школьным хрестоматиям и многократно объясненными учителями и критиками, но каждый раз опять непостижимо таинственными и приводящими в волнение художественными образами.

Возможно ли разгадать из однажды – РАЗ – И НАВСЕГДА? Скорее всего, … вряд ли.

Но как же безумно интересно это делать, видя, как «плоскостная картинка» текста вдруг начинает оживать, и чаща синтаксиса заполняется живыми фигурами, словно сказочное Лукоморье –гостями! … и чувствуется, как парит над страницами русской литературы лёгкая тень в развевающейся крылатке, так и хочется…, подпрыгнув, воскликнуть классическое: «Ай, да Пушкин! Ай, да *…кин сын!..»

Сила подлинного гения как раз и заключается в способности его произведений к постоянному перепрочтению, обновлению …

Гениально – это значит всегда современно, это значит созвучно нам сегодняшним, по-первопроходчески осваивающим лежащие перед нами пространства жизни и Отечества, уже давным-давно понятые и описанные для нас в своих произведениях нашим великим национальным Гением».

Поклон гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину!

 

   Материал подготовила Бедрикова Майя Леонидовна – к. филол. наук, доцент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *