«Колокольчики звенят, Серебристым лёгким звоном слух наш сладостно томят…» (Э.А. По)
Дорогие читатели! Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагает критическую заметку нашего нового автора Литературного Клуба – Кристины Епишко, затрагивающую тему «литература и музыка».
Совсем недавно я познакомилась с настоящим музыкальным шедевром – поэмой великого композитора ХХ века Сергея Рахманинова «Колокола» (1913).
Интересно, что, когда Рахманинов приехал в Рим, он получил письмо без подписи, с предложением написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По (1809—1849) «Колокольчики и колокола» (1849, пер. К. Бальмонта). Как выяснилось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М. Даниловой. Рахманинова стихотворение очень заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз включавший в свои произведения, композитор принялся за это сочинение на литературной основе, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму.
Вот фрагмент из стихотворения Э.А. По «Колокольчики и колокола»:
1
Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым лёгким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвенье говорят.
О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребёнка,
В ясном воздухе ночном
Говорят они о том,
Что за днями заблужденья
Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье – наслажденье нежным сном.
Сани мчатся, мчатся в ряд,
Сани мчатся, мчатся в ряд,
Колокольчики звенят,
Звёзды слушают, как сани, убегая, говорят,
И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
И изменчивым сияньем
Молчаливым обаяньем,
Вместе с звоном, вместе с пеньем о забвенье говорят.
Наверняка вам интересно: что же было дальше?
А дальше «Колокола», поэма для солистов, хора и симфонического оркестра, были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора – Сергея Рахманинова. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра.
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала ХХ века. Как отметил академик Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова… с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества». Четыре части поэмы объединены общим ночным колоритом, красочностью, а главное — лейтмотивом, интонационно близким древнерусским причетам и средневековой секвенции Dies Irae»».
Я просто призываю послушать и прочесть такое произведение как «Колокола»!
Так вы сможете прочувствовать всё: насладиться описанием чувства раннего детства, в нотках детства и юности, сможете восхититься торжественным звучанием, которое переносит нас в счастливый свадебный день, и, конечно, не избежать и мрачного настроения, передаваемого в заключении музыкального шедевра. Да-да! именно, шедевра!
Я благодарна композитору Рахманинову за его грандиозное трудолюбие и великий талант! Благодарна эпохе Серебряного века и благодарна веку ХХI – времени, в котором я живу! Ведь именно благодаря современным технологиям, я смогла легко найти литературную основ, прочесть поэму Э.А. По, а также прослушать «Колокола» Рахманинова, что советую сделать и вам, дорогие читатели!
Поэма С. Рахманинова «Колокола» обогатила мой внутренний мир, расширила кругозор – я больше узнала о русской музыке начала прошлого столетия, определившей уникальную атмосферу Серебряного века русского искусства.
Автор: Кристина Епишко
Ссылки:
https://www.belcanto.ru/or-rachmaninov-kolokola.html
https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/sergej-rakhmaninov-kolokola