Browse By

Болдино

ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА представляет очерк Арсения Андреева

«Болдино».

Поклон гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину!

Настоящая проза

Рекомендуем для семейного чтения!

***

АРСЕНИЙ АНДРЕЕВ      

  БОЛДИНО

         Есть у нас в России дорогие сердцу места, хранящие национальную литературную память. Одно из таких прекрасных мест находится в Нижегородской области – это Большое Болдино.

Правда, моё путешествие до родовой усадьбы Пушкиных произошло не очень гладко. Ехать нужно было далеко, да и к тому же по ухабистым неориентированным дорогам. А учитывая мой рост и размеры маршрутки, куда нас поместили, было неловко: я, прижав колени к груди, бился макушкой о потолок. Моих спутников, как я заметил, тоже утомила поездка. Благо, ночью мы добрались до места назначения, и поселились в гостинице «Болдино».

Отелем данное заведение сложно назвать, так как все было обустроено скромно, подобающе большинству провинциальных гостиниц на краю вселенной (то есть не в Москве и столицах регионов). Интерьер простой: покрашенные в один пастельной тон стены, две кровати, небольшой кинескопный телевизор и дешевый душ. Повезло еще, что ремонт сделали в XXI веке. Но ладно, это вопрос бюджета. Все-таки Болдино – лишь село, находящееся далеко от центра. Одно только нельзя простить этой гостинце. Чайников не дали в номер, а за кипятком приходилось спускать в холл через всю гостиницу к кулеру. Как русскому «народу-чаепителю», да и путешественникам вообще существовать без чистой горячей воды? Приборов даже не было, чтобы поесть с дороги. Но я не отчаялся и отужинал дошираком голыми руками. После ночной трапезы настал долгожданный сон.

Утром мы отправились в музей Болдино. Стоял прохладный октябрьский день, но небо было чистое и солнце ярко освещало родовое поместье Пушкиных. Когда попадаешь в это окружение с желто-солнечными кронами и пестрым ковром из листьев, то понимаешь, какая красота окружала Александра Сергеевича. Вот и мы попали в это торжество осенних красок, которое поразило нас до глубины души.

Удивительно, как много совпадений связали наше появление с Болдинской осенью Пушкина. Творческие люди, занимающиеся литературой, изучающие её или пишущие стихотворения и прозу, получили здесь необыкновенное вдохновение, да и к тому же в такое особенное время. Ведь немногие знают, что А.С. Пушкин приехал в Болдино, чтобы решить денежные проблемы в преддверии женитьбы на Наталье Гончаровой, но остался из-за прокатившейся по России эпидемии холеры. Нежданное затворничество классика не сломило, но зато необычайно обогатило литературу. Здесь Александр Сергеевич закончил энциклопедию русской жизни «Евгений Онегин», волнующие «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», сияющие своим выверенным драматизмом, и написал три десятка замечательных стихотворений, среди которых «Бесы» с бушующей пургой, и тоскливая, тонкая «Элегия».

Бывший дом Пушкиных стал отправной точкой в нашей экскурсии. Мы смогли пройтись по комнатам, где жил и работал Пушкин. Кабинет Александра Сергеевича реконструировали в точности так, каким он был в тридцатые годы XIX века. Когда видишь столы из темного дерева, на которых черновики великих произведений, старинный диван, на котором, лежа, работал Пушкин, то погружаешься в историю, становишься живым свидетелем истории русской литературы. Будто классик, не почил двести лет назад, а просто ушел на прогулку и вскоре вновь продолжит трудиться над новым шедевром. Музей дышал и жил пушкинской атмосферой, которая потрясала нас. Мы чувствовали в себя на родине великой русской литературы. Ощутили, что именно здесь начался её золотой век в дали от мирской суеты в гармонии с природой.

Здесь я также открыл для себя живого Александра Сергеевича. В школе нам прививают идеализированный образ светила русской литературы, который можно увидеть на телевидении, в кино и даже в анекдотах. В массовой культуре настоящий Пушкин бы замещен абстрактным гением, поэтом, пребывающим в вечном вдохновении в компании Арины Родионовны. Мало кто знает и помнит, что Александр Сергеевич был живым человеком со сложной судьбой. При всем его гении его произведения до конца жизни не признавались читателями, казались странными копиями с западной литературы. В музее я увидел малоизвестный портрет Пушкина. Он предстал передо мной не льстящим зеркалом Ореста Кипренского, а тем, как его описывали современники: низкорослым, смуглым, с совсем не русскими чертами лицами. И оттого понимаешь, какой Александр Сергеевич проделывал путь, чтобы превратиться в великого русского писателя. В его записках, черновиках, произведениях пылает невероятное жизнелюбие, которое вдохновляет тебя на собственные свершения. Так что А.С. Пушкин – не просто великий писатель, но прекрасный по своим качества человек, благодаря которым и зародилась жизнеутверждающая, прекрасная, живая литература.

После осмотра основного музея мы посетили избу прислуги, где велись бытовые расчеты, двухэтажную баню, конюшни и отдельное здание с картинами и скульптурами по тематике сказок Александра Сергеевича. Дальше я и моя спутница отделились от основной компании и прогуливались по окрестностям.

На юго-западе усадьбы, на Буравушкиной горке, стоит одиноко деревянная церквушка. Вроде бы простой сруб, но как ладно он сочетался с окружающим пейзажем. Даже усадьба Левашовых вспомнилась. Резные столбы, кровля крыши, выступающая, словно бахрома, серебристая чешуя луковичных глав – ничего сверхъестественного и поражающего воображения, но родное, теплое сердцу. Как выяснилось, эта не старинная церковь, а памятная часовня Михаила Архангела. К сожалению, тот самый храм, построенный Пушкиными еще в начале XVII века, сгорел, а вместе с ним исчезло и прилегающее кладбище. Но хорошо, что хотя бы новая реконструкция хранит память о прекрасном примере русского зодчества.

Следующим местом нашего посещения стал Большеболдинский культурно-досуговый центр. Для меня было удивительно и приятно встретить в селе такое большое современное здание культурного назначения. Можно даже похвалить власти Нижегородский области, что уделяют большое внимание просвещению и духовному развитию народонаселения.

Мы вошли в просторный зал и увидели, что в его центре проходил бал. Его участники были одеты в исторические костюмы, да и двигались изящно, под стать танцующим пушкинского времени. Оказалось, это было мероприятие для школьников начальных классов, которое вел актер в образе Александра Сергеевича. Детей с помощью различных игр погружали в современность классика, рассказывали о личности Пушкина – если говорить наукообразно, то давали важный культурно-исторический контекст в развлекательной форме. Даже я, девятнадцатилетний лоб, поучаствовал в этом перформансе. И не без удовольствия!

Проводились мастер-классы по танцам, вальсу и мазурке. Ведущий вызывал ребят, но не все захотели участвовать – стеснялись. Признаюсь, я тоже стеснялся, но спасибо Татьяне Петровне, что настояла выйти и станцевать. Подумал, что здесь нечего стыдиться и будет что вспомнить, и ринулся в мазурку! Наверное, забавно было наблюдать за мной, как неуклюжая большая фигура кружится в танце. Но мне понравилось. Всегда хотел научиться танцевать, поэтому поучаствовал и в следующим мастер-классе, но уже вышел осанисто и гордо.

После окончания бала всех светлоярцев пригласили на отдельное мероприятие в актовый зал. На сцене появился тот самый ведущий в образе Пушкина, которого зовут Артур Артурович. Под аккомпанемент музыки, фотографий и картин Болдино он выразительно читал стихи. Нельзя сказать, что его чтение было выдающимся, но Артур Артурович говорил четко, с возвышенными интонациями классическими для чтения стихотворений XIX в. Никакого оригинального перформанса не было. Все же вряд ли А.С. Пушкин писал их для публичных чтений, как например, его «коллега» Владимир Маяковский, поэтому манера Артура Артуровича наиболее подходила стихотворениям великого писателя. Единственное, что мне не понравилось в выступлении и даже показалось смешным, — это отрывок повести «Метель», точнее те же самые интонации и логические ударения. Проза требует более медленного и спокойного прочтения, но Артур Артурович все произносил в той же манере, отчего ее возвышенность превратилось в жеманность, отвлекающую от погружения в повествование. Но в целом вечер мне понравилось.

День подходил к концу. Солнце садилось, а светлоярцы готовились к отъезду.

Я уже был собран и ждал, когда микроавтобус отправит всех нас по домам. Меня переполняли эмоции и мысли, которые ярко горели в моем сознании и долго не затихали. Столько впечатлений! Тогда еще было сложно всё осознать и переварить. В такие моменты появляется сильное вдохновение, и стихи рождаются, как бы самим собой, очень легко. Более того у меня появилась необычная потребность выразить все пережитое, но не в обычной форме устного рассказа, а создать что-то прекрасное, по-своему духу схожее со всем случившимся. Весь пятичасовой путь до Нижнего Новгорода я писал новое стихотворение: вымерял размер, скрупулёзно подбирал слова, продумывал образы. Хотел во время поездки прочитать перед всеми, но сомневался и продолжал дорабатывать. Только под конец успокоился и завершил его. Так появилось стихотворение «Большая желтая луна…».

***

 

Полный текст: https://wp.me/p7ygRU-uY

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *