Browse By

Потерпевший кораблекрушение: Продолжение темы Египта

Дорогие читатели! Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» познакомил вас с памятником литературы Древнего Египта (Выпуск 39 «Детская площадка» (март 2024) – см.: очерк Полины Киреевой, посвященный текстологическим проблемам изучения Сказки «Потерпевший кораблекрушение»). Терра Литература придерживается строгого научного подхода, обозначенного автором очерка (о связи Египта с Атлантидой рассказывают лишь авторы развлекательной литературы).

 В редакции «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» о Сказке «Потерпевший кораблекрушение» беседуют: Максим Васильевич Попов – кандидат исторических наук (кафедра Всеобщей истории, Институт гуманитарного образования), Полина Киреева – автор очерка о «Потерпевшем кораблекрушение» и литературный редактор сайта Майя Леонидовна Бедрикова.                     

   Максим Васильевич Попов: «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» – признанный шедевр древневосточной литературы, важный источник по истории и культуре Древнего Египта периода Среднего царства (ок. XX—XVII века до н. э., 12 династия). Как и другие сохранившиеся литературные тексты этого времени, Сказка идейно и художественно не связана со старой традицией, обходит вниманием прежде популярную тему царственности и рассказывает, как бы не типичную, экстраординарную для читателя историю – приключение обычного человека не знакомого с религиозными практиками, но непосредственно «лицом к лицу» встретившегося с сакральным. Общая идея Сказки, как и других произведений этой эпохи, как неоднократно отмечается специалистами, – экзистенциальные переживания, поиск собственного места в мире и возможности личных сакральных практик.
Изучение Сказки дало множество интерпретаций египтологов. Одни ученые видят в Сказке и политический манифест 12 династии, сравнивают Змея с царем, заботу Змея с заботой правителя о подданных, другие – наоборот считают Сказку оппозиционным текстом, а остров, где происходи действие, – альтернативой государству. Часть специалистов считают, что в Сказке нет подтекста и это просто произведение для развлечения. Кто-то из ученых чуть ли не считает Сказку одним из первых эсхатологических текстов в истории. На мой взгляд, главное, что мы должны понимать, читая Сказку: люди прошлого не какие-то примитивные, не какие-то простаки, чье существование было полностью регламентировано окружающим и невозможно было выйти за рамки социального и религиозного. Напротив, люди с архаическим сознанием расширяли границы духовного восприятия, и создали уже 4 тыс. лет назад культурные феномены, которые были переосмыслены нами как «новые» совсем недавно.

Полина Киреева

Вопрос: «Приключение обычного человека, не знакомого с религиозными практиками» – насколько точно Ваше высказывание по отношению к жителю Египта, для которого вера в богов – важная составляющая жизни?

Максим Васильевич Попов:

 В сюжете египетской Сказки герой – это человек, который не принимал участия в официальных культах, не был искушён в специальных религиозных знаниях. Он встретился с сакральным.

Произведение не типично для древних литературных памятников еще и потому, что герой путешествует – это м о р с к о е   путешествие. То есть в мировой литературе «Потерпевший кораблекрушение» – одно из самых первых произведений, рассказывающих о морском путешествии. Египтологи считают Сказку важным свидетельством – о контактах египтян с другими культурами Средиземноморья данного периода. Сказка «Потерпевший кораблекрушение» повлияла на греческую литературу: у Гомера в «Одиссее» в сюжете есть похожие моменты столкновения героя с другим миром.

Майя Леонидовна Бедрикова:

Максим Васильевич, как относятся историки к открытиям знаменитой морской экспедиции 1977–1978 гг. норвежского этнографа и археолога Тура Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту древних мореплавателей?

Максим Васильевич Попов:

Т. Хейердал совершал свои морские экспедиции с экипажем от Африки до островов Центральной Америки для подтверждения собственной теории – о первоначальном заселении островов (Полинезии из Америки). Подобные морские путешествия – своеобразный исторический эксперимент, доказывающий, в том числе, возможности древних египтян – в их исследовании окружающих земель. У египтян были свои колонии на Ближнем Востоке, на территории Палестины.

Майя Леонидовна Бедрикова:

Благодарю участников нашей увлекательной беседы за интересные вопросы и глубокие, познавательные ответы!

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *