Browse By

Выпуск 38 «Детская площадка». А что вы хотели от Бабы-яги?

Выпуск 38. Январь 2024. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

«ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» представляет очерк Полины Киреевой, знакомящий с книгой «А что вы хотели от Бабы-яги» Е. Никитиной, дебютировавшей как автор произведения «Баба-яга Бессмертная».

Рекомендуем для семейного чтения!

***  

ПОЛИНА КИРЕЕВА

А ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ОТ БАБЫ-ЯГИ?

Елена Никитина родилась 11 октября 1974 года в Москве. Получила медицинское образование. Писательница предпочитает оставаться непубличной персоной, поэтому не сообщает факты о личной жизни. Известно, что Елена обожает кошек и не представляет себя без литературной деятельности.

В 2007 году Издательский Дом «Альфа-книга» опубликовал дебютное произведение Е. Никитиной под названием «Баба-яга Бессмертная». Его основу составили мотивы русских народных сказок, которые автор мастерски адаптировала для современного читателя. Результат не заставил себя ждать: серия вызвала одобрительные отзывы, была положительно оценена критиками и вошла в список лучших книг сказочного жанра.

Книга «А что вы хотели от Бабы-яги» входит в сравнительно небольшой цикл «Баба-яга Бессмертная». В книгах рассказывается о жизни молодой ведьмы-недоучки. По стечению обстоятельств, ведьмочке приходится прозябать в глуши, ей остается только тихонько экспериментировать и мечтать о приключениях. И приключения не заставляют себя долго ждать. По ходу событий Баба-яга знакомится с Кощеем Бессмертным. И теперь уже в его компании происходит происходят многочисленные перипетии – неприятные, нелепые, весёлые и забавные, юмористические. Когда герои попадают в неприятную историю, они вынуждены как минимум общаться между собой. Вследствие чего, возникают интересные и необычные ситуации, о которых вы сможете больше узнать, прочитав книги из цикла «Баба-яга Бессмертная».

Представляем вашему вниманию фрагмент девятой главы из произведения Е. Никитиной «А что вы хотели от Бабы-яги».

«Метла шла прямым курсом на приоткрытое мозаичное окно замка.

Оно приближалось. Непослушное летательное средство немного замедлило ход перед возникшим препятствием, но останавливаться не собиралось.

– Пригнись! – только и успела крикнуть я Елисею, и мы на полной скорости врезались в разноцветные створки окна.

Они с грохотом распахнулись. На каменный пол посыпались осколки разбитого стекла, и перед нами величественно предстала посадочная полоса накрытого к ужину стола. Трапеза была в самом разгаре.

Ворвавшись в обеденный зал, метла заметно сбавила скорость, и я разжала руки. Мы приземлились почти в самом центре обеденного стола, продолжая по инерции скользить вперед. До моего слуха доносился звон падающей посуды, стук спешно отодвигаемых стульев и возмущенные возгласы обедающих. Наши тела сметали на своем пути все, что мешало движению, – в разные стороны разлетались салаты, закуски, фрукты, напитки. Что-то налипло мне на щеку и нос. Внезапно передо мной возникло препятствие – огромное блюдо с фаршированным яблоками гусем. Я зажмурилась и непроизвольно обхватила его руками. Мы продолжили торможение уже втроем. Деликатесы, которые не успели благородно почить в желудках обедающих, образовали ковровую дорожку, устилающую наш путь. Королевич все-таки отцепился от меня, не дотянув до конца стола всего чуть-чуть, и кулем свалился под стол. Ему повезло. Мы же с гусем, лишившись дополнительно груза, продолжили скользить по прямой, постепенно останавливаясь. Падения не последовало.

Я осмелилась открыть глаза, и тут же наткнулась на холодный взгляд цвета грозовой тучи. Хозяин замка сидел на расстоянии вытянутой руки от меня во главе стола, скрестив на груди руки и не скрывая раздражения по поводу нашего эффектного появления. Никаких признаков волнения или удивления на его лице не наблюдалось. Жаль, а мы так красиво падали. Но нам откровенно были не рады.

Так вот ты какой, Кощей Бессмертный! Я вытаращилась на него с простодушием деревенской дурочки. Худосочный, с темно-русыми волосами и глазами цвета закаленной стали, Кощей выглядел величественно, несмотря на свой молодой возраст. Сразу видно – князь.

– Привет! – Мой голос прозвучал наигранно бодро. – Извини, у нас вынужденная посадка.

Со злодеями лучше сразу переходить на «ты», без церемоний, это сближает.

Повисла звенящая тишина. Я судорожно сглотнула и сильнее прижала к себе гуся, как бы ища у него защиты. Гусь сохранял нейтралитет. Лучше бы родители королевича ежедневно пинали мои бренные останки, чем быть испепеленной ТАКИМ взглядом в куче ассорти из княжеского ужина.

Но горсткой золы стать мне было не суждено. Кощей медленно поднялся, нависнув над моей распластанной на столе тушкой, и прошипел, еле сдерживая раздражение:

– Вот же черти! Их в дверь гонишь, а они в окно летят!

И я была за шкирку извлечена из обилия таких аппетитных яств. С гусем, к сожалению, пришлось расстаться».

НАШ КОММЕНТАРИЙ. В старинном научном издании XIX века «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным» (1880) о Бабе-яге говорится: «Баба-яга. Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящем в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей при писывали, и услаждается при этом пролитием крови.

Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм» (Репринтное воспроизведение книги «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным» (Москва: Издание книгопродавца М. Березина, 1880). – Москва: Совместное советско-канадское предприятие «КНИГА ПРИНТШОП»,1990. – С.256).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *