Browse By

История о Нур Джахан — женщине-правительнице

Что почитать в зимний вечер? Литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» предлагает совершить путешествие в прекрасную Индию XVII века – во времена Могольской империи. Нур Джахан – женщина-правительница, Свет Мира. Какой след она оставила в истории?

Нур Джахан (1675 – 1645) / Исторический лексикон: история в лицах и событиях: XVIIвек // ред. Ю.С. Осипов и др. М.: Академкнига /Учебник, 2006. – С.476-483.

****

Биография Нур Джахан (1675 – 1645), исторической личности, больше похожа на сказку или сказку-быль, чем на жизнеописание, – настолько фантастичны и сложны перипетии судьбы это знаменитой женщины-правительницы! Неземная красавица словно бы вышла из восточной сказки, однако жизнь её в деталях достоверно отражена в могольских хрониках Индии XVII века. К этим хроникам мы и обратимся, чтобы представить портрет Нур Джахан, со слов индийских хронистов. Портреты Нур Джахан и её супруга – всемогущего императора Джахангира запечатлены на могольских миниатюрах XVII века. Напомним, что в Индии процветало изобразительное искусство, а для могольской миниатюры характерен жанр портрета. Художники старались прописывать черты лица, орнамент на ткани, детали интерьера, но главное – черты характера.

Оказывается, еще при царствовании великого реформатора Индии, воина, философа – могольского императора Акбара при дворе любили устраивать «игры» для многочисленных жён. Чтобы дамы не скучали, для них организовывали что-то вроде «женского базара». По словам путешественника Ф.Бернье, игра в женский базар заключалась в следующем: «Падишах и принцессы, дамы из сераля, все изображали из себя покупателей. Государь при этом торговался из-за грошей», а супруги и дочери придворных ненадолго притворялись торговками, предлагавшими украшения, ткани и разные красивые безделушки. Продавщицы, подражая уличным торговкам, осыпали своего повелителя колкостями, заявляя, что «ему лучше не соваться на рынок, что он ничего не понимает в товаре, что пускай он лучше поищет в другом месте, а этот товар не для него. Поднимался шум, крик, настоящая базарная перебранка, и начиналась «такая комедия, которую трудно себе представить».

Однажды на такой импровизированный базар пожаловала дочь Гийяс Бега – иранца, воина-тысячника, имевшего отношение к управлению финансами в Кабуле (в XVII веке эта часть Афганистана входила в Могольскую империю). Все присутствующие замерли при виде девушки невероятной красоты. Её звали Мехрунниса. И, как в сказке говорится, в Мехруннису с первого взгляда безумно влюбился сын императора Салим.

Страсть обуяла наследника престола настолько, что его отец Акбар встревожился не на шутку. Мехрунниса была дочерью третьеразрядного военачальника, то есть никак не могла соответствовать Салиму. Поэтому Акбар поскорей подыскал Мехруннисе жениха-иранца Шер Афкана, из числа военных, которые перебрались из Ирана в Индию для службы в армии. Чтобы Мехрунниса была как можно дальше от двора, Акбар пожаловал Шер Афкану высокую должность, богатое имение и власть в одном из округов Бенгалии. Годы летели. Не стало великого Абара, а Могольской империей уже правил его сын, которому дали имя Джахангир.

Мехрунниса жила в Бурдване, в Бенгалии, с мужем и дочерью, ей было уже за тридцать. Тем временем Джахангир, занятый государственными делами, будучи господином гарема с впечатляющим числом жён и наложниц, по-видимому, не был счастлив. Он не смог забыть любовь к прекрасной Мехруннисе и как-то раз решил осуществить давнюю мечту – вновь увидеть красавицу. Джахангир разработал план, как устранить её мужа хотя бы на время. Наместник Бенгалии, родственник падишаха, выполнил приказание и отправил Шер Афкана в столицу, и чтобы Мехрунниса сопровождала мужа, которого, возможно, ждёт повышение в должности.

Но что-то пошло не так. События переросли в кровавую драму. Муж Мехруннисы не был простаком, он сообразил, что стоит за неожиданным приказом. Раненный в столкновении со стражниками, Шер Афкан, истекая кровью, добрался до дома, чтобы не быть опозоренным – решил сам убить жену. Однако мать Мехруннисы разгадала намерение храбреца и сказала, что его жена получила известие о гибели мужа и в отчаянии бросилась в колодец. Раненого, по словам индийского хрониста, покинули силы, и он «отправился в небесные чертоги».

Правитель Могольской империи Джахангир записал по этому поводу в мемуарах: «Надеюсь, что этот гнусный негодяй навечно обретёт пристанище в аду». Далее он приказал отправить Мехруннису ко двору. События развивались, как в мелодраме или сказке со счастливым концом. Однако главное было еще впереди. Как случилось, что иранская красавица стала знаменитой индийской правительницей Могольской империи?

В первые годы Мехрунниса находилась при дворе Джахангира на правах компаньонки одной из жён покойного Акбара. Лишь через несколько лет, в 1611 г. Джахангир вступил с ней в законный брак. Свадьба была отпразднована с неслыханной пышностью даже для могольского двора. По обычаю, после свадьбы супруна императора получила новое имя – Нур Джахан, Свет Мира. Ей было всего тридцать четыре года, а этот возраст считался в те далёкие времена «пожилым». Но возраст не влиял на красоту жены Джахангира – она оставалась блистательной красавицей, кажется, она обладала магическими знаниями, оставаясь, как прежде, молодой.

Нур Джахан была образована, писала стихи под псевдонимом Махти (Тайный, Скрытый), к тому же, великолепно шила и вышивала золотом, обладала неиссякаемой фантазией, придумывая новые узоры. Индийская традиция приписывает могольской правительнице изобретение «итр» — эссенции из лепестков роз. Нур Джахан прославилась благотворительностью: ей удалось устроить в жизни более пятисот девочек-сирот, она наделила их приданным и выдала замуж.

Джахангир нахвалиться не мог супругой, любил её без памяти. Записал в мемуарах, что «до брака с ней даже не подозревал, что такое супружество». Император прислушивался к советам жены в государственных делах. Она сопровождала Джахангира в поездках по империи, на охоте. С восторгом писал Джахангир о случае на охоте. Его супруга, восседая на слоне, одним выстрелом из мушкета убила тигра-людоеда. Это не удивительно: Нур Джахан обладала особой зоркостью и даже побеждала мужчин, состязаясь с ними в стрельбе.

Индийские хронисты замечают, что Нур Джахан вскоре ощутила вкус власти, стала непосредственно участвовать в политических делах империи. Джахангир этому не препятствовал, напротив, только поощрял. Со временем Джахангир, который не унаследовал таланта отца-правителя, отошёл от забот, поручив хозяйство великой Могольской империи Нур Джахан: «Она достаточно сильна и мудра, чтобы править, а мне ничего не надо, кроме куска мяса и бутылки вина».

Так и стала Нур Джахан, Свет Мира, правительницей. Её имя чеканили на монетах, на главной печати оно находилось рядом с именем Джахангира. Только в храмах ей не читали кутбу – молитву, положенную в мечетях, от имени и во здравие правителя. С одной стороны, Нур Джахан, по обычаю могольских императоров, сидя за окном, закрытым витой решеткой, принимала послов, выслушивала пришедших искать справедливости людей – жалобщиков и просителей, решала вопросы войны и мира. С другой стороны, раздавала придворные должности, материальные блага (земельные наделы), при этом не забывала верных людей, родственникам давала, прежде всего, «тёплые местечки». Индийские хронисты записали расходы империи на брата Нур Джахан – Асаф Хана. Став первым сановником, он сколотил сказочное состояние: один только дворец в Лахоре обошелся казне в два миллиона рупий. Это соотносимо с налоговым поступлением от нескольких городов за год. Коллекция драгоценных камней Асаф Хана оценивалась в три миллиона рупий.

Нур Джахан очень ценила дары, особенно от европейцев. Так, английский посол сэр Томас подарил великолепную карету, в то время как в Индии XVII века аристократия выезжала на слонах или в роскошных палантинах. В результате Ост-Индская компания в Индии получила значительные торговые льготы.

Не дремали противники императрицы-женщины на престоле, — это несколько политических группировок, представителем одной из них был Махабат Хан. Этот единомышленник Джахангира открыто заявлял, что он, обязанный государю воспитанием и карьерой, не станет более мириться с позором и бесчестьем, которые навлёк на самого себя и на подданных Джахангир – из-за безумной страсти к Нур Джахан.

После долгих объяснений друга с Джахангиром, призывов подумать о будущем Могольской империи, император попытался взять бразды правления в свои руки, но на короткое время. Даже такая сильная личность, как Махабат Хан, не смог противостоять ситуации. Как написали индийские хронисты, даже двести таких, как Махабат Хан, не смогли бы пересилить влияние Нур Джахан на падишаха.

Нур Джахан действовала хитростью. Она укрепила родство с правящей династией. Один из сыновей Джахангира взял в жёны принцессу – племянницу Нур Джахан (дочь брата Асаф Хана). Сын Джахангира знаменит тем, что стал императором Шах Джаханом и построил в честь супруги всемирно известный мавзолей Тадж Махал. Не забыла Нур Джахан и о родной дочери от первого брака, выдав замуж за другого сына императора (детей от Джахангира у правительницы не было).

В индийских хрониках описания борьбы Нур Джахан с политической оппозицией занимают много страниц. В случаях открытого противостояния императрица самолично участвовала в военных действиях, она никогда не теряла самообладания: в одежде, залитой кровью, как пишут хронисты, сама вытащила стрелу из руки раненой служанки, не обращая внимания на стрельбу.

Нур Джахан была предана братом. Асаф Хан поддержал сына Джахангира – Шах Джахана. В этот момент Нур Джахан поняла, что впервые проиграла.

По словам хрониста, Шах Джахан поднялся на трон буквально «по трупам родственников». Но он не тронул своего самого сильного врага – Нур Джахан, которой было уже пятьдесят два года. Её отправили в оно из её владений, где Свет Мира и умерла через восемнадцать лет.

Так завершилась сказка-быль о Нур Джахан, «редчайшей в истории Азии женщины-правительницы». Изображение красавицы осталось на индийских миниатюрах XVII века в период господства Великих Моголов. Как отмечают искусствоведы, могольской миниатюре присущи динамичные композиции на декоративном пейзажном фоне. В основу легли местные индийские традиции, влияние иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики.

Материал подготовила к.филол. н., доц. Бедрикова Майя Леонидовна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *